Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, единственная доказавшая свою эффективность при работе с детьми с РАС. АВА‑терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения, позволяет менять поведение человека, манипулируя факторами в окружающей среде.
«К сожалению, прикладной анализ поведения не введен в вузах как дисциплина. А значит, специалист, который приходит в школу, не владеет „языком“ общения с детьми с аутизмом, не обладает „инструментом“, чтобы помочь ему. Мы как родительская организация прикладываем усилия повлиять на эту ситуацию», — рассказывает председатель Ассоциации родителей детей с аутизмом «Аура» Ирина Гришаева.
Ресурсный класс — это отдельное помещение, где проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми, а также создана специальная зона для сенсорной разгрузки, где каждый ребенок может отдохнуть и восстановить свои силы в перерыве между занятиями. Ученики ресурсного класса постепенно включаются в работу обычных классов для совместного обучения с нормативными сверстниками.
Но самое главное, модель ресурсного класса подразумевает составление индивидуальных обучающих программ для учеников с РАС и сопровождение их тьюторами. Тьютор — это педагог, решающий две основные задачи. Первая — поведенческая. Она заключается в том, чтобы научить детей с аутизмом находиться в обществе без сопровождения, чтобы их не раздражали окружающие. Вторая — обучение основам письма, азбуке, счету.
Использование такой модели образования позволяет добиться устойчивых положительных результатов для каждого ребенка с аутизмом. Постепенно у детей снижается количество эпизодов негативного поведения, они учатся выполнять задания, находиться в классе без поддержки тьютора и отвечать у доски доступными для них способами.
«Доказано, что для детей с аутизмом социализация и образцы правильного поведения являются ключевыми в усвоении общепринятых норм поведения. В основе проекта „Ресурсный класс“ заложен принцип безбарьерной среды — такого инклюзивного пространства, в котором каждый из участников успешен в своей области, — говорит Ирина Гришаева. — В результате этого проекта каждый ребенок ресурсного класса почувствует себя нужным, защищенным, уверенным и постепенно сможет включиться в учебу, несмотря на все сложности».