Так, опытом тьюторского сопровождения учащегося с РАС общеобразовательной школы вне рамок ресурсного класса поделилась команда поведенщиков из «Эврики-развитие». Героем кейса стал Вова Робенков, ученик 5 «дельта» класса.
Вове не всегда понятен контекст ситуации, в которой он находится. Все происходящее вокруг он воспринимал буквально: если кто-то тыкает в спину ручкой, значит, это агрессия, а не просьба, например. В работе поведенщики использовали инструмент под названием «социальные истории», с помощью него прорабатывали каждую ситуацию, прорисовывали и записывали правила поведения.
Теперь у Вовы есть его собственный альбом социальных историй, в которых прописан сценарий действий к целому набору различных ситуаций: например, «что делать, когда кто-то говорит мне обидные слова», «как проиграть в игре, но не в дружбе» и т.д. Этот же инструмент помогал корректировать небольшие эпизоды нежелательного поведения.
Помимо этого, Вова выполнял задания на определение эмоций и их причин у людей, определение намерений другого человека, определение эмоций, обусловленных намерениями и желаниями, либо совпадающими с реальностью, либо нет. Такого рода задания позволяют научить ребенка ставить себя на место другого человека, анализировать ситуацию и понимать, что тот чувствует. И благодаря этому управлять своим поведением.
Что касается академической части, то при переходе в среднее звено увеличилось количество устных предметов, требования к ученику повысились. Вове, чтобы успешно усваивать материал, нужно было «прокачаться» в восприятии многокомпонентной инструкции (например: прочитай, вставь буквы, подчеркни главные члены предложения, выпиши все предлоги); в вычленении главной мысли из текста, в том числе о субъектно-объектных отношениях и причинно-следственных связях (например: Мама сварила папе его любимый суп, потому что он купил их сыну игрушку. Кому мама сварила суп? Почему она это сделала? Кому папа купил игрушку?); составлять план текста, находить ответы на вопросы по тексту; воспринимать информацию на слух, пересказывать прослушанные видео/аудио материалы.
Куратор поведенческой программы Вовы Ангелина Бородина определила фронт работ, учитывая каждого из участников процесса – это не только сам ученик, но и педагоги (включая всех учителей-предметников), и родители, и одноклассники Вовы.