Проекты осуществляются в том числе и благодаря частным пожертвованиям
проект

Центр «Дети Дождя»

В городе Томске в период с 1 февраля по 25 декабря 2016 года был осуществлен уникальный проект: впервые при поддержке государства создан центр для детей с расстройством аутистического спектра.
проект

Центр «Дети Дождя»

В городе Томске в период с 1 февраля по 25 декабря 2016 года был осуществлен уникальный проект: впервые при поддержке государства создан центр для детей с расстройством аутистического спектра.

Уникальность проекта в том, что в центре проводится комплексная коррекция с применением качественно новых методик и приемов.
Уникальность проекта в том, что в центре проводится комплексная коррекция с применением качественно новых методик и приемов.
VB-Mapp-это инструмент оценки и отслеживания навыков, содержащий определенные критерии
С помощью субсидии организовано и оборудовано обучающее пространство, которое включает в себя большой зал двигательных нагрузок, застеленный противоударными матами-татами, кабинет для групповых занятий, кабинеты психолога, логопеда, кабинет прикладного поведенческого анализа. Для этого была закуплена мебель, спортивно-развивающее оборудование, множество методических пособий, проекционное оборудование, была оборудована кухонная зона (закуплены столы, стулья, шкафы, стеллажи, диван, кухонная плита).

После публикации на сайте организации была отобрана первая целевая группа проекта-десять детей с инвалидностью. ТРОО «АРДА «АУРА» заключила договор с ООО «Центр сопровождения семьи «Школа развития «Умничка», специалистами которого наработан опыт работы с детьми с РАС. В течение первых двух месяцев они осуществляли тестирование и составляли индивидуальные программы коррекции поведения, знаний, умений, навыков. Тестирование осуществлялось с помощью уникального подробного метода VB-Mapp.

VB-Mapp-это инструмент оценки и отслеживания навыков, содержащий определенные критерии. Он был разработан для детей с аутизмом, а также для других лиц с задержкой в развитии речи. VB-Mapp сконструирован на основе книги «Вербальное поведение» Скиннера (1957), в которой определены важные вехи развития, а также описаны исследования в области поведенческого анализа. Он содержит 5 компонентов, которые предоставляют информацию о базовом уровне навыков и целесообразности направления вмешательства. Также VB-Mapp содержит систему отслеживания процесса приобретения новых навыков, измерительные инструменты и таблицы для оценки речевых навыков. Там присутствует таблица для планирования вмешательства. Каждый навык, обозначенный в тестировании VB-Mapp, сбалансирован относительно возраста и поддается измерению. Кроме того, вехи развития речевых навыков сконструированы в таком порядке, который позволяет выстроить сбалансированный процесс обучения.
VB-Mapp-это инструмент оценки и отслеживания навыков, содержащий определенные критерии
С помощью субсидии организовано и оборудовано обучающее пространство, которое включает в себя большой зал двигательных нагрузок, застеленный противоударными матами-татами, кабинет для групповых занятий, кабинеты психолога, логопеда, кабинет прикладного поведенческого анализа. Для этого была закуплена мебель, спортивно-развивающее оборудование, множество методических пособий, проекционное оборудование, была оборудована кухонная зона (закуплены столы, стулья, шкафы, стеллажи, диван, кухонная плита).

После публикации на сайте организации была отобрана первая целевая группа проекта-десять детей с инвалидностью. ТРОО «АРДА «АУРА» заключила договор с ООО «Центр сопровождения семьи «Школа развития «Умничка», специалистами которого наработан опыт работы с детьми с РАС. В течение первых двух месяцев они осуществляли тестирование и составляли индивидуальные программы коррекции поведения, знаний, умений, навыков. Тестирование осуществлялось с помощью уникального подробного метода VB-Mapp.

VB-Mapp-это инструмент оценки и отслеживания навыков, содержащий определенные критерии. Он был разработан для детей с аутизмом, а также для других лиц с задержкой в развитии речи. VB-Mapp сконструирован на основе книги «Вербальное поведение» Скиннера (1957), в которой определены важные вехи развития, а также описаны исследования в области поведенческого анализа. Он содержит 5 компонентов, которые предоставляют информацию о базовом уровне навыков и целесообразности направления вмешательства. Также VB-Mapp содержит систему отслеживания процесса приобретения новых навыков, измерительные инструменты и таблицы для оценки речевых навыков. Там присутствует таблица для планирования вмешательства. Каждый навык, обозначенный в тестировании VB-Mapp, сбалансирован относительно возраста и поддается измерению. Кроме того, вехи развития речевых навыков сконструированы в таком порядке, который позволяет выстроить сбалансированный процесс обучения.
1
Тестирование
состояло из наблюдения за поведением детей, изучались отчёты родителей, проводились беседы с семьёй
2
Поиск мотивационных стимулов детей
кому-то нравились звучащие игрушки, кому-то — сенсорные бутылки. У всех детей самым мотивационным оказался зал двигательных нагрузок с йога-гамаком и двумя качелями — дети с удовольствием занимались за столом для того, чтобы потом поиграть в этом зале.
3
Оценка первоначальных навыков
(просьбы, комментирования, визуального восприятия, моторной имитации, навыков понимания речи, эхо-реакций, спонтанных имитаций) проводилась с заполнением таблиц VB-Mapp.
1
Тестирование
состояло из наблюдения за поведением детей, изучались отчёты родителей, проводились беседы с семьёй
2
Поиск мотивационных стимулов детей
кому-то нравились звучащие игрушки, кому-то — сенсорные бутылки. У всех детей самым мотивационным оказался зал двигательных нагрузок с йога-гамаком и двумя качелями — дети с удовольствием занимались за столом для того, чтобы потом поиграть в этом зале.
3
Оценка первоначальных навыков
(просьбы, комментирования, визуального восприятия, моторной имитации, навыков понимания речи, эхо-реакций, спонтанных имитаций) проводилась с заполнением таблиц VB-Mapp.
С родителями тоже проводилась работа
Далее были составлены индивидуальные коррекционные программы, включающие обучение альтернативной коммуникации (карточки ПЕКС (использовались канцелярские товары)), обучение пониманию обращенной речи (использовалось вращающееся кресло), обучение имитации движений крупной и мелкой моторики и артикуляционной имитации, работу над визуальным восприятием и обобщением (сортировка, сопоставление идентичных и неидентичных объектов, моделирование и конструирование по образцу-использовались набор Монтессори Дары Фребеля, тактильное лото «Животные», набор «Счет и сортировка», набор «Изучаем цвета и формы»), обучение социальным навыкам (умение находиться в группе, сотрудничать с другими детьми и взрослыми), работу с нежелательным поведением, работу над навыками самообслуживания (использовались наборы кухонной посуды для приготовления простейшей пищи), обучение навыкам самостоятельной игры в дидактические и сюжетно-ролевые игры, обучение физическим упражнениям (использовались большие гимнастические мячи, спортивная полоса препятствий из мягких модулей, тактильная дорожка, мягкие мячи), обучение выполнению инструкций при групповой работе (использовались доска маркерно-меловая, столы ученические одноместные и стулья, стол для групповых занятий), коррекцию сенсорных нарушений (использовались подвесной фиберо-оптический модуль, подвесная качель с надувной камерой, йога-гамак, качели подвесные большие круглые).

С родителями тоже проводилась работа: для каждой семьи была проведена двухчасовая консультация и тренинг-обучение по программе, были выданы рекомендации по работе в домашних в домашних условиях, а также было настоятельно рекомендовано принимать участие во всех мероприятиях проекта.
С родителями тоже проводилась работа
Далее были составлены индивидуальные коррекционные программы, включающие обучение альтернативной коммуникации (карточки ПЕКС (использовались канцелярские товары)), обучение пониманию обращенной речи (использовалось вращающееся кресло), обучение имитации движений крупной и мелкой моторики и артикуляционной имитации, работу над визуальным восприятием и обобщением (сортировка, сопоставление идентичных и неидентичных объектов, моделирование и конструирование по образцу-использовались набор Монтессори Дары Фребеля, тактильное лото «Животные», набор «Счет и сортировка», набор «Изучаем цвета и формы»), обучение социальным навыкам (умение находиться в группе, сотрудничать с другими детьми и взрослыми), работу с нежелательным поведением, работу над навыками самообслуживания (использовались наборы кухонной посуды для приготовления простейшей пищи), обучение навыкам самостоятельной игры в дидактические и сюжетно-ролевые игры, обучение физическим упражнениям (использовались большие гимнастические мячи, спортивная полоса препятствий из мягких модулей, тактильная дорожка, мягкие мячи), обучение выполнению инструкций при групповой работе (использовались доска маркерно-меловая, столы ученические одноместные и стулья, стол для групповых занятий), коррекцию сенсорных нарушений (использовались подвесной фиберо-оптический модуль, подвесная качель с надувной камерой, йога-гамак, качели подвесные большие круглые).

С родителями тоже проводилась работа: для каждой семьи была проведена двухчасовая консультация и тренинг-обучение по программе, были выданы рекомендации по работе в домашних в домашних условиях, а также было настоятельно рекомендовано принимать участие во всех мероприятиях проекта.
С 21 марта
Были организованы регулярные индивидуальные и групповые занятия с логопедом, психологом, инструктором по работе с телом для десяти детей. Занятия включали в себя применение следующих эффективных методик и их элементов: прикладного поведенческого анализа, альтернативной коммуникации (карточек PECS), методики Татьяны Грузиновой, Floortime, теории построения движений Н.А.Бернштейна, Семейной Мягкой Школы. Занятия проходили два раза в неделю. После занятий педагоги осуществляли фиксацию результатов занятий для того, чтобы, отработав определенные навыки, начать работать со следующими. Родители также частично вовлекались в деятельность по проекту — периодически были помощниками педагогов и сопровождающими. Таким образом, они обучались на практике психолого-педагогическим приёмам.
С 21 марта
Были организованы регулярные индивидуальные и групповые занятия с логопедом, психологом, инструктором по работе с телом для десяти детей. Занятия включали в себя применение следующих эффективных методик и их элементов: прикладного поведенческого анализа, альтернативной коммуникации (карточек PECS), методики Татьяны Грузиновой, Floortime, теории построения движений Н.А.Бернштейна, Семейной Мягкой Школы. Занятия проходили два раза в неделю. После занятий педагоги осуществляли фиксацию результатов занятий для того, чтобы, отработав определенные навыки, начать работать со следующими. Родители также частично вовлекались в деятельность по проекту — периодически были помощниками педагогов и сопровождающими. Таким образом, они обучались на практике психолого-педагогическим приёмам.
В декабре
Было проведено повторное тестирование детей. У восьми детей на начало обучения были минимальные баллы, и они показали большой прирост в баллах: от 63% до 625% . Двое детей имели достаточно хорошее развитие, и поэтому у них за период обучения пророст составил лишь 8%-15%. В среднем эффективность комплексного коррекционного вмешательства составила 255%. Тестирование приведено в прилагаемой документации.
В декабре
Было проведено повторное тестирование детей. У восьми детей на начало обучения были минимальные баллы, и они показали большой прирост в баллах: от 63% до 625% . Двое детей имели достаточно хорошее развитие, и поэтому у них за период обучения пророст составил лишь 8%-15%. В среднем эффективность комплексного коррекционного вмешательства составила 255%. Тестирование приведено в прилагаемой документации.
Проект был направлен также и на изучение мирового и российского опыта в коррекции РАС и на информирование родителей о новых возможностях коррекции. Для этого было закуплено проекционное оборудование. Двадцать пять родителей два раза за проект приняли участие в коллективном просмотре вебинаров по обучению пониманию речи (методика Татьяны Грузиновой) и по музыкальному развитию (есть доказательства эффективности музыкальной терапии для детей с РАС). Два раза были проведены семинары по организации работы с аутичным ребенком в домашних условиях и в целом по организации домашней среды, а также по сенсорной интеграции.
Проект был направлен также и на изучение мирового и российского опыта в коррекции РАС и на информирование родителей о новых возможностях коррекции. Для этого было закуплено проекционное оборудование. Двадцать пять родителей два раза за проект приняли участие в коллективном просмотре вебинаров по обучению пониманию речи (методика Татьяны Грузиновой) и по музыкальному развитию (есть доказательства эффективности музыкальной терапии для детей с РАС). Два раза были проведены семинары по организации работы с аутичным ребенком в домашних условиях и в целом по организации домашней среды, а также по сенсорной интеграции.
Психологическая разгрузка родителей является очень важным моментом
Важное значение в коррекции детей с инвалидностью имеет не только практическая, но и эмоциональная помощь родителям. Психологическая разгрузка родителей является очень важным моментом: избавиться от депрессии помогают не лекарства, а принятие особенностей своего ребенка и владение эффективными инструментами помощи. Поэтому необходимо повышать активность сообщества родителей детей с РАС. Особое внимание нужно уделять отцам таких детей, которые часто ограничивают общение, не хотят показаться в обществе со своим ребенком, не взаимодействуют с ним, либо уходят из семьи. В связи с этим, два раза за проект были организованы детско-родительские мастер-классы по выпечке безглютеновых и обычных изделий. Безглютеновая диета часто используется в коррекции РАС как дополнительное средство. Один раз был организован мастер-класс по изготовлению новогодних подарков-пряничных домиков.

По выходным в центре работал детско-родительский клуб: родители с детьми сами занимались по различным освоенным методикам, общались, веселились, рисовали, лепили, пили чай. Клуб стал дополнительным показателем эффективности проекта: общение друг с другом, появление новых друзей и вовлечение родителей в работу со своим или с чужими детьми приводит к улучшению эмоционального состояния семей с детьми-инвалидами. Около двадцати родителей с детьми посещали клуб.

Анкетирование по удовлетворенности результатами проекта проводилось дважды. Родители удовлетворены новым центром, его оснащенностью, профессионализмом педагогов. В пожеланиях присутствует увеличение количества занятий. Детям с РАС необходимы занятия до 40 часов в неделю. Исходя из анализа анкет, уровень стресса в семье в среднем снизился на 34%.

В связи с тем, что в Томской области и в городе Томске крайне низкая степень информированности населения о проблеме аутизма, выявление аутизма в раннем возрасте практически отсутствует, педиатры и неврологи пропускают явные симптомы аутизма, дети теряют драгоценное время. Поэтому одной из важнейших составляющих проекта была разработка и изготовление брошюры «Обратите внимание: аутизм» в помощь семьям детей с РАС. С помощью такой брошюры родители сами смогут распознать симптомы и начать коррекцию как можно раньше. Сто экземпляров таких брошюр было распространено в г.Томске и Томской области.

Два раза за период ход проекта был освещен в местных СМИ: в газете «Томские новости» и на портале «В Томске»
Психологическая разгрузка родителей является очень важным моментом
Важное значение в коррекции детей с инвалидностью имеет не только практическая, но и эмоциональная помощь родителям. Психологическая разгрузка родителей является очень важным моментом: избавиться от депрессии помогают не лекарства, а принятие особенностей своего ребенка и владение эффективными инструментами помощи. Поэтому необходимо повышать активность сообщества родителей детей с РАС. Особое внимание нужно уделять отцам таких детей, которые часто ограничивают общение, не хотят показаться в обществе со своим ребенком, не взаимодействуют с ним, либо уходят из семьи. В связи с этим, два раза за проект были организованы детско-родительские мастер-классы по выпечке безглютеновых и обычных изделий. Безглютеновая диета часто используется в коррекции РАС как дополнительное средство. Один раз был организован мастер-класс по изготовлению новогодних подарков-пряничных домиков.

По выходным в центре работал детско-родительский клуб: родители с детьми сами занимались по различным освоенным методикам, общались, веселились, рисовали, лепили, пили чай. Клуб стал дополнительным показателем эффективности проекта: общение друг с другом, появление новых друзей и вовлечение родителей в работу со своим или с чужими детьми приводит к улучшению эмоционального состояния семей с детьми-инвалидами. Около двадцати родителей с детьми посещали клуб.

Анкетирование по удовлетворенности результатами проекта проводилось дважды. Родители удовлетворены новым центром, его оснащенностью, профессионализмом педагогов. В пожеланиях присутствует увеличение количества занятий. Детям с РАС необходимы занятия до 40 часов в неделю. Исходя из анализа анкет, уровень стресса в семье в среднем снизился на 34%.

В связи с тем, что в Томской области и в городе Томске крайне низкая степень информированности населения о проблеме аутизма, выявление аутизма в раннем возрасте практически отсутствует, педиатры и неврологи пропускают явные симптомы аутизма, дети теряют драгоценное время. Поэтому одной из важнейших составляющих проекта была разработка и изготовление брошюры «Обратите внимание: аутизм» в помощь семьям детей с РАС. С помощью такой брошюры родители сами смогут распознать симптомы и начать коррекцию как можно раньше. Сто экземпляров таких брошюр было распространено в г.Томске и Томской области.

Два раза за период ход проекта был освещен в местных СМИ: в газете «Томские новости» и на портале «В Томске»
Перспективы развития данного проекта представляются многогранными. Деятельность по проекту будет продолжена за счет частных пожертвований, а также за счет средств родителей. Опыт работы в виде консультаций, методических рекомендаций, семинаров и лекций будет распространяться среди других родителей детей c РАС. Родители поняли, что можно помогать другим, и оставаться при этом в устойчивом эмоциональном состоянии, обрели веру в себя, справились с депрессией. Оборудование, приобретенное в проекте, будет пользоваться в дальнейшем, так как численность детей с РАС постоянно растет, а предложения государственных центров ограничены. Встречи в детско-родительском клубе продолжаются. На первую половину 2017 года запланированы семинары для родителей по организации работы с нежелательным поведением детей и по использованию средств альтернативной коммуникации. Планируется выпуск дополнительных брошюр «Обратите внимание: аутизм». С февраля 2017 года начинает работу линия бесплатных консультаций по коррекционной траектории для родителей, впервые столкнувшихся с диагнозом.
Перспективы развития данного проекта представляются многогранными. Деятельность по проекту будет продолжена за счет частных пожертвований, а также за счет средств родителей. Опыт работы в виде консультаций, методических рекомендаций, семинаров и лекций будет распространяться среди других родителей детей c РАС. Родители поняли, что можно помогать другим, и оставаться при этом в устойчивом эмоциональном состоянии, обрели веру в себя, справились с депрессией. Оборудование, приобретенное в проекте, будет пользоваться в дальнейшем, так как численность детей с РАС постоянно растет, а предложения государственных центров ограничены. Встречи в детско-родительском клубе продолжаются. На первую половину 2017 года запланированы семинары для родителей по организации работы с нежелательным поведением детей и по использованию средств альтернативной коммуникации. Планируется выпуск дополнительных брошюр «Обратите внимание: аутизм». С февраля 2017 года начинает работу линия бесплатных консультаций по коррекционной траектории для родителей, впервые столкнувшихся с диагнозом.
Made on
Tilda