Новости

По итогам конференции. Делимся кейсами

Что является характерной чертой «Ауры» как общественной организации? Действие. «Аура», идя к своим целям, прописанным в Уставе, сплотила вокруг себя не только семьи, воспитывающие детей с аутизмом, но и создала мощную команду профессионалов, единомышленников, способных реализовать эти цели. Ярким доказательством тому стала прошедшая вторая межведомственная конференция, посвященная проблемам аутизма.
«На конференции было много профессионалов в своей области, ярких имен на томском горизонте. И я испытала невероятную гордость за тех специалистов, которых мы в «Ауре» вырастили за последние годы реализации своих проектов – это и коллектив ресурсного класса школы «Эврика-развитие», и Семейной академии развития «Пазлики». Их доклады были на высоком уровне, вызывали неподдельный интерес и положительный отклик у присутствующих. Молодая команда, при этом очень профессиональная и знающая себе цену», — рассказала председатель ТРОО «АРДА «АУРА» Ирина Гришаева.
Команда «Ауры», имея уже довольно солидный опыт работы с детьми с аутизмом, рассказывала истории конкретных детей и тех трудностей, с которыми они сталкиваются в учебе и процессах коммуникации, а также какие методы и приемы используют, чтобы эти трудности преодолеть. 
Так, опытом тьюторского сопровождения учащегося с РАС общеобразовательной школы вне рамок ресурсного класса поделилась команда поведенщиков из «Эврики-развитие». Героем кейса стал Вова Робенков, ученик 5 «дельта» класса.
Вове не всегда понятен контекст ситуации, в которой он находится. Все происходящее вокруг он воспринимал буквально: если кто-то тыкает в спину ручкой, значит, это агрессия, а не просьба, например. В работе поведенщики использовали инструмент под названием «социальные истории», с помощью него прорабатывали каждую ситуацию, прорисовывали и записывали правила поведения.
Теперь у Вовы есть его собственный альбом социальных историй, в которых прописан сценарий действий к целому набору различных ситуаций: например, «что делать, когда кто-то говорит мне обидные слова», «как проиграть в игре, но не в дружбе» и т.д. Этот же инструмент помогал корректировать небольшие эпизоды нежелательного поведения.
Помимо этого, Вова выполнял задания на определение эмоций и их причин у людей, определение намерений другого человека, определение эмоций, обусловленных намерениями и желаниями, либо совпадающими с реальностью, либо нет. Такого рода задания позволяют научить ребенка ставить себя на место другого человека, анализировать ситуацию и понимать, что тот чувствует. И благодаря этому управлять своим поведением.
Что касается академической части, то при переходе в среднее звено увеличилось количество устных предметов, требования к ученику повысились. Вове, чтобы успешно усваивать материал, нужно было «прокачаться» в восприятии многокомпонентной инструкции (например: прочитай, вставь буквы, подчеркни главные члены предложения, выпиши все предлоги); в вычленении главной мысли из текста, в том числе о субъектно-объектных отношениях и причинно-следственных связях (например: Мама сварила папе его любимый суп, потому что он купил их сыну игрушку. Кому мама сварила суп? Почему она это сделала? Кому папа купил игрушку?); составлять план текста, находить ответы на вопросы по тексту; воспринимать информацию на слух, пересказывать прослушанные видео/аудио материалы.
Куратор поведенческой программы Вовы Ангелина Бородина определила фронт работ, учитывая каждого из участников процесса – это не только сам ученик, но и педагоги (включая всех учителей-предметников), и родители, и одноклассники Вовы.
• Всю педагогическую команду ознакомили с особенностями восприятия информации у их «особенного» ученика: провели тренинги, составили памятку по работе с Вовой. Поведенщики помогали педагогам адаптировать учебные материалы, работать с поведением, составлять ИУПы.
• На протяжении всего учебного года куратор ежедневно посещала Вовин класс, знакомилась с ребятами, наблюдала за ними, общалась. Во втором полугодии начала с разрешения классного руководителя проводить у них классные часы с целью снизить противостояния в классе, информировать их о волнующих их вещах, так, например, проводили тематические классные часы на темы кругов близости, управление эмоциями и т.д. Обсуждали суть вопроса, моделировали ситуации и решали поставленные задачи.
• Вместе с родителями работали над тем, как увеличить самостоятельность ребенка, как правильно ставить обучающие цели и преодолеть трудности в обучении.
На конец учебного года Вова научился работать с текстом: находить верное описание к тексту, отвечать на вопросы по нему, сокращать предложения. Хорошо продвинулся в решении задач в несколько действий и выполнении многокомпонентных заданий. Научился определять и понимать причины эмоций, управлять своим поведением и выражать свои мысли и чувства социально-приемлемым способом. Соответственно, повысилось и качество коммуникации – Вове стало легче взаимодействовать с одноклассниками, придерживаться темы диалога, задавать вопросы, рассказывать шутки, определять намерения людей, эмоции, обусловленные желанием.