На пресс-конференциях чиновники рапортуют: «У нас сто (двести, триста, пятьсот, тысячи) детей-инвалидов учатся в инклюзии!», «Все «особые» дети учатся по адаптированным образовательным программам!», «Все педагоги специально обучены на многочасовых курсах работе с детьми с особыми образовательными потребностями», «Несколько школ города стали стажировочной площадкой по коррекционной работе!». Каждый год в Томске обязательно проходит какая-нибудь всероссийская, а то и международная, конференция по инклюзии и по обмену опытом работы с детьми с РАС. Бесконечное множество отчетов и рапортов, в которых все просто отлично, и уж родители-то «особых» детей точно должны быть счастливы. Только что-то родители не спокойны. Почему-то постоянно приходится отстаивать право ребенка на образование. И на родительское право выбора этого образования. Почему-то приходится с «боем» выбивать создание специальных условий в школах и садах. Почему-то педагоги до сих пор могут называть наших детей ненормальными и крутить пальцем у виска. Почему??
Создать более-менее благоприятную обстановку для обучения в массовых школах для своих детей могут создать только очень мужественные родители. Им нельзя «идти на рожон» и спорить со школьным коллективом, потому что «предложить» домашнее обучение школа может в любой момент. Им надо каким-то образом вместе со своим ребенком осваивать общую программу, которую никто не собирается адаптировать. Им обязательно надо нести на себе общественную нагрузку и быть в родительском комитете, дарить подарки, чтобы у школы не было повода не любить их ребенка. Им надо даже иногда вообще отказаться от создания этих самых специальных условий, лишь бы их взяли в желаемую школу.
Ну и конечно, они всячески стараются помочь педагогам узнать как можно больше об аутизме, предлагают курсы, тренинги. Вот как раз в помощь таким родителям мы предлагаем здесь материал Фонда «Выход» о том, как рассказать одноклассникам об аутизме. Для этого есть замечательный мультфильм «Про Диму», презентация Анастасии Козорез и эта статья, в которой приведен план таких уроков доброты.
Пример плана урока по пониманию аутизма в школе, который используется в Великобритании
Источник: National Autistic Society
Перевод: Анна Дюлгерова
Материалы включают описание двух случаев для обсуждения и несколько интерактивных игр на понимание аутизма.
Во время занятий можно обсудить с детьми следующие пункты:
Урок 1
1-10 минут— Аутизм влияет на способность человека общаться и взаимодействовать с другими людьми.
— Аутизм — это широкий спектр особенностей, и люди с аутизмом имеют разные потребности.
— Человеку с аутизмом очень помогает порядок и структура.
— Важно относиться к каждому человеку с аутизмом как к личности.
Проведите десятиминутный мозговой штурм со всем классом на тему того, что такое общение и взаимодействие с другими людьми, и какие именно навыки для этого нужны. Например:
— Говорить.
— Слушать других людей.
— Заводить друзей.
— Понимать, что имеют в виду другие люди.
Этот список может расширяться по ходу занятия. Также вы можете использовать идеи для игр, которые описываются ниже.
10-30 минут
Объясните, что аутизм влияет на навыки общения и взаимодействия с другими людьми, но по-разному. В течение двух уроков класс будет обсуждать, что это значит, как аутизм влияет на разных людей, и что может помочь людям с аутизмом. Затем дети напишут письменную работу на эту тему.
Раздайте листы с описанием случаев и вопросами в конце текста. Зачитайте текст в классе и обсудите. Попросите учеников рассказать, какую поддержку получают Дэвид и Хелен, и как структура и рутина помогают им уменьшить тревожность. Задайте ученикам следующие вопросы:
— Как аутизм влияет на них?
— Насколько независимо, по вашему мнению, сможет жить этот человек? (Приведите три обоснования для ответа).
— Как эти люди будут вести себя в социальных ситуациях?
— Каким образом они могут общаться с другими людьми и выразить свои мысли и чувства?
30-55 минут
Разделите учеников на группы по 4-5 человек и попросите их обсудить вместе эти вопросы. Дайте каждой группе описание случая для работы, а потом попросите их ответить вместе на вопрос:
— Как вы можете наилучшим образом поддержать человека с аутизмом или синдромом Аспергера?
Попросите учеников подготовить по три ключевых пункта для обсуждения во время следующего урока.
55-60 минут
Соберите класс вместе и подведите итоги сегодняшнего обсуждения темы.
Урок 2
1-10 минутПовторите информацию из предыдущего урока. Что такое аутизм?
10-25 минут
Вернитесь к работе групп и обсудите те ключевые пункты, которые подготовили ученики, всем классом.
25-50 минут
Обсуждение с классом того, какая поддержка нужна человеку с аутизмом.
Обозначьте такие пункты как надежность, четкая структура, ясные и однозначные инструкции и помощь человеку, который чувствует тревожность. Поговорите об альтернативных видах коммуникации для тех людей, которые не могут разговаривать.
Подчеркните, что два представленных случая очень разные. У Дэвида Доунса много возможностей и навыков. Хелен Бернел гораздо более зависима от окружающих. Обратите внимание на важность различного подхода к людям с разными нуждами.
Если в классе есть ученики с аутизмом, то можно предложить им объяснить, что помогает лично им. Другие ученики класса могут рассказать о том, как они помогают или могут помочь одноклассникам с аутизмом.
Игры на понимание аутизма
Ниже представлены несколько игр, которые могут помочь детям лучше понять жизнь с аутизмом.Игра «Запомнить последовательность»
Это игра, которую некоторые люди с аутизмом, которым нравятся порядок и последовательность, найдут очень приятной и преуспеют в ней.
Попросите класс сесть в круг и выберите одного человека, который начнет игру словами «Сегодня я пошел в магазин и купил себе…» и добавит вещь в конце предложения. Следующий человек повторяет предложение и вещь, названную первым игроком, и добавляет свою. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, а игра продолжается по кругу пока не останется один человек. Вы можете выбрать предложение, исходя из интересов вашего класса.
— Во время игры вы можете включить неприятный шум, например, от барабана, пылесоса или радио. Игрокам будет труднее сосредоточиться на игре. Это поможет понять, как шум может действовать на людей с аутизмом, и почему им бывает трудно сосредоточиться.
— Спросите учеников, как они чувствовали себя во время игры. Кто-нибудь из них почувствовал раздражение или злость, когда появился сильный шум? Обсудите, как это помогает понять реакции людей с аутизмом.
Сенсорная игра
Эта игра хороша, чтобы помочь ученикам понять, почему неожиданные события могут вызывать сильный дискомфорт, который люди с аутизмом испытывают каждый день.
Выберите несколько съедобных предметов с разной текстурой и положите их в коробку. Это может быть что угодно от растворимого кофе до желе. Попросите одного добровольца сесть перед классом с завязанными глазами. Пусть ученик пощупает или попробует на вкус каждый из предметов. Чем более неожиданным будет предмет, тем большее удивление почувствует игрок. Что-то вроде растворимого сухого кофе может быть очень неприятно, и это помогает проиллюстрировать, как неожиданные события могут вызвать стресс. Попросите каждого ученика, участвовавшего в игре, объяснить, что они чувствовали, когда им приходилось пробовать или ощупывать что-то, что им не нравилось.
Вы можете предложить детям съесть или выпить что-то, что похоже на то, к чему они привыкли, но на самом деле является чем-то другим. Например, печенье-«сэндвич» с горчицей вместо сладкой прослойки, или стакан лимонада или воды с бесцветной вкусовой добавкой, например, анисом. Неожиданный вкус может шокировать больше чем кажется. Поговорите с детьми о том, как важно доверие и уважение в отношениях с людьми с аутизмом.
Игра в речь
Обратитесь к классу громким и злым голосом, но говорите им что-то позитивное и дружелюбное. Затем заговорите с ними дружелюбным и ласковым голосом, но говорите что-нибудь негативное, например: «Вы ужасный класс, я зла на вас всех».
Эта игра позволяет понять, насколько важны тон и громкость голоса в общении.
Люди с аутизмом часто не могут заметить подобные подсказки в поведении других людей, поэтому им бывает сложнее понять окружающих.
Игра в слушание и понимание
Обратитесь к классу на абрекадабре или на иностранном языке, одновременно сосредоточившись на одном ученике. Жестами покажите, что вы хотите, чтобы он встал. Когда он встанет, то спросите его, почему он стоит. Скажите, что вы не просили его не встать, но сделать что-то совершенно другое (в зависимости от того, на что был похож ваш жест!)
Это показывает, насколько важны невербальные подсказки в нашей речи, и как инстинктивно мы реагируем на них.
Объясните, что человек с аутизмом не сможет следовать невербальным подсказкам. Он может неправильно их понять или вообще не заметить.
Игра «Заводим друзей»
Один молодой человек с синдромом Аспергера, Марк Сегар, составил список своих «Правил жизни» и советов другим с синдромом Аспергера и аутизмом о том, как взаимодействовать и общаться с людьми. Поделитесь с классом следующими примерами таких советов:
— Если хотите с кем-то познакомиться, то лучше всего просто с этим человеком заговорить и НЕ стоять слишком близко.
— Личные границы зависят от конкретного человека.
— Очень важно говорить спокойно и не производить впечатления, что вы слишком настойчивы.
— Не надо пытаться знакомиться со всеми подряд, убедитесь, что это кто-то, кто вам нравится.
Спросите класс, что вы делаете, когда идете гулять? Вы идете с кем-то? Как вы можете познакомиться с девушкой?
Спросите класс, каково будет человеку, который не понимает общения и взаимодействия людей, делать все это?
Игра на понимание эмоций
Попросите двух учеников встать лицом друг к другу на расстоянии примерно 5 метров. Попросите одного из них идти по направлению к другому и остановиться, где ему будет комфортно. Спросите его, почему ему комфортно.
Затем попросите его сделать шаг, и еще один, до тех пор, пока они практически не будут касаться друг друга. Затем присоединитесь к ним.
Спросите класс, насколько близко можно стоять друг к другу в общественном транспорте, в футбольной толпе и в других ситуациях.
Спросите их, где подобная близость неприемлема, например на пляже.
Спросите, где записаны все эти правила о том, насколько близко можно стоять к другим людям.
Поясните, что мы усваиваем такие правила инстинктивно, но люди с аутизмом вынуждены осознанно изучать эти правила социума, которые меняются постоянно, в зависимости от того, где и когда происходит ситуация, и кто в нее вовлечен.