Новости

В Томской области реализованы мини-проекты с целью продвижения инклюзивного образования.

Aссоциация родителей детей с аутизмом «АУРА» благодаря участию в проекте «Сибирская инициатива по инклюзии» провела совместо с педагогическим коллективом школы №34 г. Томска целый ряд внеурочных мероприятий, а также мероприятия в нескольких дошкольных учреждениях с привлеченим пратнерских Оргнизаций. Это были Дни именинника, Уроки доброты, игровые переменки, разнообразная творческая деятельность, направленная на активное включение детей с аутизмом в жизнь общеобразовательного школьного класса и садовских групп.

В доступной игровой форме мы информировали учащихся, их родителей, педагогов о проблемах людей с инвалидностью. Это позволяет формировать и поддерживать толерантное отношение к детям с аутизмом на всех этапах обучения, а с другой стороны — формировать социальные и коммуникативные навыки ребят с аутизмом, испытывающих трудности в общении со своими сверстниками в естественных ситуациях.

Проекты закончены, но только на бумаге. Фактически работа продолжается и очень активно. Участие в проекте «Сибирская инициатива по инклюзии», можно сказать, стало «глотком свежего воздуха», наполнившего действующий на базе 34 школы уникальный проект по созданию ресурсного класса новыми идеями и возможностями. Стало мощным мотиватором для всех участников двигаться дальше и развивать инклюзивное направление.

Финансовая поддержка позволила материально обеспечить внеурочную деятельность необходимыми и такими нужными материалами. Значительно были расширены возможности педагогического состава в наполнении внеурочных мероприятий. Были закуплены канцелярские товары: карандаши, краски, пластилин ватманы, цветная бумага, скотчи, материалы для творческой игровой деятельности шарики для моделирования, мыльные пузыри и многое другое, что так необходимо для создания интересной творческой среды для учащихся.


Кроме того был закуплен большой набор настольных игр, что расширило возможности обучения детей взаимодействию со сверстниками в процессе индивидуальных игр. Также приобретенные игры активно используются в качестве наглядного обучающего материала, интересного детям.



В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:

  1. «День зимнего именинника» — праздничное мероприятие в игровой форме, участниками которог8о стали ученики 1б и 1г классов школы №34 совместно с учениками ресурсного класса.
Часть 1. Проект «Проведение внеурочных инклюзивных мероприятий для детей с аутизмом, обучающихся в общеобразовательной школе № 34 города Томска» в действии. Продолжаем делиться положительными эмоциями!"День именинника": Миша, Семён, Алёша и дружные ребята из 1б и 1г классов школы №34 г.Томска. 😀Отдельная благодарность учащимся Объединения "Позитив" МАОУ ДО ДЮЦ "Звездочка" города Томска (под руководством Тогущаковой Марии Юрьевны) за улыбки, радость и веселое настроение!«Реализуется в рамках проекта «Сибирская инициатива по инклюзии» на средства гранта Европейского Союза»#Сибирскаяинициативапоинклюзии #ЦентрСотрудничество #АУРАТОМСК
Опубликовано Наталья Попова Четверг, 28 марта 2019 г.

2. «День дружбы» — яркий праздник в 34 школе. Убедитесь сами, посмотрев фотографии в группе.  
Часть 2. Проект «Проведение внеурочных инклюзивных мероприятий для детей с аутизмом, обучающихся в общеобразовательной школе № 34 города Томска» в действии. Продолжаем делиться положительными эмоциями!"День дружбы": Вова, Арсений, Алёша и дружные ребята из 1а и 1в классов школы №34 г.Томска. 😀Отдельная благодарность учащимся Объединения "Позитив" МАОУ ДО ДЮЦ "Звездочка" города Томска (под руководством Тогущаковой Марии Юрьевны) за улыбки, радость и веселое настроение!«Реализуется в рамках проекта «Сибирская инициатива по инклюзии» на средства гранта Европейского Союза»#Сибирскаяинициативапоинклюзии #ЦентрСотрудничество #АУРАТОМСК — в чудесном настроении.
Опубликовано Наталья Попова Четверг, 28 марта 2019 г.

3. 2 апреля в школе состоялось очень масштабное мероприятие «Синяя лента», посвященное Всемирному Дню информирования о проблемах аутизма: торжественная линейка, вручение грамот и благодарностей, волонтерам, детям-наставникам и активным родителям из «Ауры».
2 апреля 2019 годаМАОУ СОШ № 34 имени 79-ой гвардейской стрелковой дивизии г. Томска Торжественное мероприятие «СИНЯЯ ЛЕНТА» в рамках международной акции «Зажги синим», посвященной Всемирному дню информирования о проблемах аутизмаПроводится в рамках совместных мини-проектов ТРОО «АРДА «АУРА» и МАОУ СОШ № 34 г. Томска «Проведение внеурочных инклюзивных мероприятий для детей с аутизмом, обучающихся в общеобразовательной школе № 34 города Томска» и «Социализация учащихся с РАС через игровую деятельность (инклюзивные переменки)». «Реализуется в рамках проекта «Сибирская инициатива по инклюзии» на средства гранта Европейского Союза»#2апреля #школа34томск#фондпрезидентскихгрантов #родныегорода #ауратомск#аутизмтомск #инклюзия#Сибирскаяинициативапоинклюзии #ЦентрСотрудничество
Опубликовано Наталья Попова Понедельник, 15 апреля 2019 г.

4. У ребят ресурсного класса появились наставники из числа учеников 4-х классов, а так же первоклашек. Все активисты прошли предварительное обучение и теперь ребята помогают проводить игровые переменки и помогают мальчикам из ресурсного класса активно включаться в игровую деятельность. А чтобы наши наставники привлекали внимание и выделялись на общем фоне, было решено надевать на самых активных и заинтересованных ребят, а также ответственных за переменку педагогов, СИНИЕ ГАЛСТУКИ (галстуки изготовлены за счет средств проекта).



В школе 34 теперь на регулярной основе проводятся игровые инклюзивные переменки с участием педагогов начального звена, педагогов ресурсной зоны и ребят-наставников. В переменках принимают участие все ребята из ресурсного класса.

Переменки проводятся как в групповом формате — в холле школы, так и в индивидуальном (настольные игры). У тьюторов ребят из ресурсного класса есть возможность выбирать формат игры в зависимости от настроения, возможностей и потребностей конкретного ребенка.

Игровые переменки вызвали огромный интерес как со стороны учащихся, так и педагогов, не принимающих непосредственного участия в проекте. Игровые переменки стали частью ежедневной жизни школы даже во второй смене (уже без участия ресурсной зоны) – настолько интересным оказался опыт. Родители нормотипичных сверстников теперь говорят: «Спасибо, вы научили наших детей играть, вытащив их из экранов смартфонов!»

В дальнейшем планируется, кроме непосредственно переменок (где часто бывает очень шумно), проводить полноценные уроки, направленные на развитие игровой деятельности в спокойной обстановке в нормотипичном классе.

В школе 34 теперь на регулярной основе проводятся игровые инклюзивные переменки. В рамках совместных мини-проектов ТРОО «АРДА «АУРА» и МАОУ СОШ № 34 г. Томска «Проведение внеурочных инклюзивных мероприятий для детей с аутизмом, обучающихся в общеобразовательной школе № 34 города Томска» и «Социализация учащихся с РАС через игровую деятельность (инклюзивные переменки)» был закуплен игровой реквизит.В том числе чудесный парашют, который привел в восторг всех без исключения. Делимся эмоциями от первой игры с этой волшебной штуковиной!Те, кто знает ребят из ресурсного класса, могут видеть их восторженно-счастливые личики в общей (заметьте, очень громкой) массе ребят!!!«Реализуется в рамках проекта «Сибирская инициатива по инклюзии» на средства гранта Европейского Союза»#Сибирскаяинициативапоинклюзии #ЦентрСотрудничество #инклюзия#34школатомск #АУРАТОМСК
Опубликовано Наталья Попова Воскресенье, 7 апреля 2019 г.

5. В качестве трансляции опыта 12 апреля 2019 года МАДОУ №5 г.Томска был проведен «Урок доброты» с использованием опыта, ресурсов и силами, задействованными в проекте. Это первый урок такого масштаба в дошкольном учреждении. В мероприятии приняли участие ребята одной садовской группы, их педагоги и родители, а так же их особенный одногруппник Платон – мальчик с РАС.

12 апреля 2019 годаМАДОУ №5 г.Томска.Урок доброты.Отдельная благодарность учащимся объединения "Позитив" ДЮЦ "Звездочка" под руководством М.Ю.Тогущаковой.В рамках мини-проекта ТРОО «АРДА «АУРА» «Проведение внеурочных инклюзивных мероприятий для детей с аутизмом, обучающихся в общеобразовательной школе № 34 города Томска» в порядке транслирования опыта.«Реализуется в рамках проекта «Сибирская инициатива по инклюзии» на средства гранта Европейского Союза»#Сибирскаяинициативапоинклюзии #ЦентрСотрудничество #инклюзия #АУРАТОМСК
Опубликовано Наталья Попова Суббота, 13 апреля 2019 г.

6. 16 апреля и 18 апреля прошли «Уроки доброты» во всех первых классах школы 34. В мероприятии приняли участи все присутствующие в школе ученики начального звена. Из 7 учеников ресурсного класса отсутствовали трое (форс мажорные погодные условия 18 апреля в Томске не позволили двум Алексеям приехать в школу – все наши ребята живут далеко от учебного заведения, а Арсений был на больничном). Учитывая специфику мероприятия, направленного, прежде всего, на информирование нормотипичных учеников, отсутствие троих ребят не считаем критичным. Основная цель была достигнута. И когда уже все ребята были в школе, они были окружены большим вниманием со стороны своих одноклассников из регулярного класса.



Нужно отметить явный положительный эффект от проведения подобных уроков. Правильно преподнесенная информация, в доступной игровой форме, сразу дает результат. Уходят страхи и опасения, дети становятся более открытыми и дружелюбными по отношению к своим особенным одноклассникам. Предлагают свою помощь, с готовностью идут на контакт.

7. Еще одно важное событие в рамках проекта: создан раздел на сайте школы №34 г.Томска «Инклюзивное образование» http://school34.tomsk.ru/?page_id=5154 , где планируется освещать события из жизни ресурсного класса. Так же педагогами создана группа ресурсного класса в социальной сети Планируется группа в ВК.

Все плакаты в рамках конкурса на тему «Мы за инклюзию!» были напечатаны на едином баннере, который украсил 27 апреля главную сцену города на пл. Новособорной во время благотворительного концерта «Зажги синим», посвященного всемирному Дню информирования о проблемах аутизма (организатор ТРОО АРДА «АУРА»). После концерта баннер был разрезан на отдельные модули. После мероприятия баннеры с рисунками будут украшать стены общеобразовательных школ города, поддерживающих идею инклюзивного образования.




Также в процессе работы были установлены предварительные договоренности между школой № 34, МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г.Томска, МАОУ ДО «Томский Хобби-центр» и ТРОО АРДА «АУРА» о развитии дальнейшего сотрудничества в рамках проекта «Ресурсный класс» и продвижения темы инклюзии.



Считаем, что проект был очень успешным. Результаты превзошли ожидания. Активная совместная работа школы №34 и ассоциации родителей «АУРА» позволили выйти инклюзивному проекту «Ресурсный класс» на новый уровень. Значительно увеличились возможности проведения внеурочной деятельности за счет расширения материальной основы в виде игр и пособий. О ресурсном классе в г.Томске узнали в других регионах Сибири. Установлены новые связи и контакты для обмена опытом и сотрудничества (что очень ценно). Педагогами и родителями получены новые знания на обучающих семинарах в рамках проекта.

Конечно, еще очень много предстоит сделать для успешного функционирования класса, но можно уверенно сказать, что заложена прочная основа на будущее. В целом, в школе получилось создать комфортную среду для всех участников процесса. Жалоб на некомфортную обстановку в связи с пребыванием детей с аутизмом в общеобразовательной школе (со стороны родителей нормотипичных сверстников) не поступало. Напротив, отношение изменилось в лучшую сторону.

Подтверждение тому отзывы родителей учащихся первых классов (орфография и пунктуация сохранены).

Марина — мама первоклассницы
А от себя отзыв могу сказать, мой ребенок особо разницы не увидел.
Лия говорила много о том, что в мозгах программки и у всех они работают по разному.
Да что греха таить… Некоторые взрослые намного тяжелее в общении, чем наши детки.
Поэтому мне опыт понравился.
Если детям самим не тяжело при таком количестве детей, то и хорошо.
Они по-моему изменились и стали действительно немного общительнее))
Мы все разные. И все не простые далеко.
А дети, так это вообще отдельная субстанция..
С другой планеты…
Это я про свою. Я иногда ее вообще не понимаю….

Надежда — мама первоклассника
Иногда дети с РАС отличаются от других детей настолько мало, что их особенности заметны только специалистам. Когда моя дочь пошла в 1в класс 34 школы г.Томска, нам сказали что в состав нашего класса входят именно такие детки. Но ведь здесь нет ничего критичного и тем более катастрофичного, хотя некоторые родители первоклашек немного испугались. На самом деле это обычные дети, в нашем классе это два мальчика, моя дочь очень ладит с ними, в чем- то помогает, когда встречается во время перемены подскажет что-то нужное. Дети общаются, а это главное, ведь социализация важна в развитии детей. Хочется сказать, что наш ресурсный класс входит в число немногочисленных по всех России. Но работа, которая проводится с детками, играет очень важную роль. Дети научаются новому, общаясь с детками, получают заряд хорошего настроения, положительных эмоций, заводят новых друзей.

Лилия Викторовна
К сожалению, сама я ни разу не посетила мероприятия. Но могу сказать следующее. Наташи со всех праздников приходила радостная, в хорошем настроении. Говорила, что было весело и интересно. О мальчишках отзывается с добротой и пониманием. От себя добавлю. Вы большие молодцы, что нашли так много поводов для праздников. Большое спасибо «Ауре» за то, что поддерживают ребятишек с таким сложным диагнозом. А ресурсных классов в городе должно быть больше. Ведь это дает надежду и ребятишкам и их родителям на счастливое будущее. Успехов Вам в вашем нелегком деле!

Наталия — мама ученика ресурсного класса
Увидела счастливые глазки своего Лёшки, во время игровой переменки! Как счастливый он трёс вместе со всеми волшебный цветной парашют. Его весёлый восторженный визг сливался со множеством остальных ребячих голосов. В тот момент моего Лёху было не отличить от обычных детей, развитие которых укладывается в норму. Мне подумалось: эта одна игровая переменка принесла пользы во сто крат больше, чем съеденный пакет лекарств, которые должны были исцелить Лёху от аутизма! Ура у моего Алёшки есть детство. Он вместе с детьми, он не в изоляции и его принимают! Конечно, Лёша не понимает, что есть конкретные очень отзывчивые люди, которые воплотили эту сказку в жизнь. Но я как мама понимаю, что этого всего могло бы и не быть! И я от всего своего материнского сердца за себя и за своего Лёшку говорю: огромное спасибо! Спасибо за детство, которое есть у моего сына!

Первоклассница Лера
Я помогаю Мише, чтобы он понимал, что ему говорят, чтобы выполнял действия, развивался.
Да, не всегда с первого раза понимает, но мы объясняем, как правильно сделать

Мама Леры
В общем беседовали сегодня долго на эту тему…Она даже сестрёнке младшей объясняет кто такие аутисты..что мозг у них другой и им немного сложнее ☺
На физкультуре: Говорит не всегда все правильно получается, но старается!
Даже показала, как все делает.
На физре говорит, тьютор сидит на скамейке, а они сами с Мишей…
Она прям довольна, что помогает… А я довольна, что у меня дочь отзывчивая!
Жаль не все родители нормальных детей понимают всего этого.

Лариса Васильевна
Вот наши дети заканчивают первый класс. Конечно же для них этот год был очень эмоциональным. У них было очень много нового и в учебном процессе и много знакомств с одноклассниками и с учителями. Я немного с опаской приняла информацию в начале года о совместной учебе с такими детками. Но оказалось, что очень даже зря. Мне очень понравилось, что у наших ребятишек было очень много совместных праздников, что они учились проявлять поддержку и доброту друг к другу и к необычным деткам. Еще понравилось, что у них много совместных фотографий и видео. На них видно как ребята с интересом общаются друг с другом. Сейчас даже жалко, что они будут в разных классах с Мишей. Спасибо всем родителям, кто проводил все эти праздники, а ребятишкам огромного здоровья и успехов по жизни.

Валентина Павловна- мама ученика ресурсного класса
Я очень счастлива, что мой ребенок учится в школе. Не просто в школе, а именно в школе №34 г. Томска. Я благодарна всем людям, которые организовали этот ресурсный класс.
Я хочу вам рассказать про первое сентября. Когда мы только зашли в школу с Женей, у меня, если честно сердце сжималось от страха, что нас ждет впереди, но вот на пороге школы я увидела директора Антипина Владимира Константиновича, когда он сам лично стоял у входа в школу и встречал первоклашек, при этом он говорил: «Здравствуйте наши первоклашки проходите в школу». Когда я услышала эту фразу, на душе мне сразу стало спокойно. Я вообще никогда в своей жизни не видела, чтоб сам директор так встречал первоклашек. Я сразу поняла, какое счастье, что мы будем учиться в этой школе.
Данный опыт ресурсного класса не только мне понравился, я просто в восторге от взаимодействия школы и родителя. Как не печально, это первое общеобразовательное государственное учреждения, в которое я могла отдать ребенка без страха. Без страха, что его обидят, или когда я буду забирать, Женю со школы выйдет учитель и скажет мне железным тоном, вешая ярлык на моего ребенка «вам не место в обществе и тем более в школе». Мне как маме очень важно, чтоб мой ребенок социализировался и обучался со своим сверстниками. Я очень благодарна тем людям, организациям которые спонсировали, а где то делали бесплатно все мероприятия для наших детей. За учебный год мой ребенок стал взрослее, умнее. Бывают и трудности в обучении, но для меня как родителя очень важно, что мой ребенок стал лучше взаимодействовать с детьми, появилось чуткость к окружающим. Научился ждать и помогать другому человеку.
Я хочу, чтоб в каждом городе появился такой ресурсный класс. Спасибо огромное всем людям, организациям, которые поддерживают наш класс, но в первую очередь наших детей и нас родителей.

Первоклассница Маша
Мне мама дала почитать книжки. И чтобы я сама смогла то же что-нибудь понять и сделать вывод. Вот что я поняла и узнала за год учебы с Мишей. Я узнала, что дети бывают с разными особенностями. А когда они обучаются и воспитываются в одном школьном классе или группе детского сада (как говорит моя мама — в одной среде) — это есть инклюзивное образование. Раньше я этого не знала и не думала об этом. Даже если бы не было совместных праздников с детьми из ресурсного класса, я знаю, что человека надо ценить за то, что он есть. А не за его достижения и способности. Но на деле не всегда так получается. Но всё же благодаря урокам доброты, я узнала, что каждый человек имеет право на общение, чтобы его услышали, что любой человек чувствует и думает. Еще я поняла, что люди нуждаются в друг друге, в дружбе, помощи и поддержке. Мне кажется, что за этот учебный год я сама стала более внимательной и терпеливой к людям. Вы, Наталья Попова, очень хорошая, добрая, жизнрадостная и смелая мама. Вашему Мише с Вами повезло.

Людмила Евгеньевна
Выражаем благодарность от нашей семьи, за ваши старания. Ребёнок приходил, после мероприятий, всегда довольным, позитивным. И ни разу за год не было сказано плохого слова от сына. Весёлые мероприятия, яркие позитивные фотографии и видео) Спасибо Вам огромное.

Ангелина Олеговна
Хочу выразить свою благодарность вам за проведенные мероприятия. Я сначала отнеслась настороженно к тому что в школе проводят такой эксперимент. Но потом я от дочки слышала только хорошие отзывы она с радостью помогала Мише и Семёну. Дашуля каждый раз приходила и говорила я подарила рисунок Мише, мы играли на перемене с ними. Они большие молодцы, Миша рассказывал стихи. Как правило дети бывают агрессивные а у нас они большие молодцы, спокойные добрые. Большое вам спасибо за всё, я изменила своё мнение и за то чтобы побольше было таких экспериментов. Дети должны научиться помогать и защищать друг друга. Спасибо вам ещё раз жалко, что дальше мне идём все вместе

Надежда — мама ученика ресурсного класса
Честно говоря, я боялась инклюзии. Имея ребёнка с особенностями, меня поймёт каждый родитель. Начиная учится в общеобразовательной школе, я поняла, что это не просто нужно, а просто необходимо, каждому ребёнку. Наблюдая за своим ребёнком я могу сказать только о положительном. Потому что инклюзия действительно даёт очень много плюсов. Умение общаться со сверстниками, сидеть за партой, слушать учителя, поднимать руку и выходить к доске, для меня это всё было мечтой. Но сейчас я вижу, что это реальность. Спасибо огромное педагогам, которые прикладывают немалые усилия, чтобы обучать наших деток, директору школы, что верил, что у родителей ресурсного класса всё получится. А так же родителям, которые не побоялись, в прямом смысле этого слова, принять наших мальчишек в свои ряды. Дальше я думаю, что путь будет сложнее, но мы не намерены сдаваться!