Новости

Большой шаг к инклюзии

Ресурсный класс с применением методов ABA — эффективный подход в инклюзивном образовании детей с аутизмом

Ассоциация родителей детей с аутизмом «Аура» приступила к реализации проекта по созданию ресурсного класса на базе школы №34 г. Томска. Речь идет об образовательной модели с использованием методов прикладного анализа поведения. Что особенно важно, ресурсный класс – это модель, созданная исходя из принципов инклюзивного образования.

О необходимости создания инклюзивной системы обучения в первой половине XX века сообщил советский ученый Лев Семенович Выготский. Он считал, что, несмотря на все достоинства коррекционной школы, у нее есть главный недостаток – она замыкает ребенка в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир и не вводит его в настоящую жизнь. Первые школы, в которых начали обучаться особенные дети, появились в Шотландии в 40-х годах. В Россию инклюзивное образование пришло на рубеже 1980-1990 годов. 

АВА-терапия и ресурсный класс
Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) – это научная дисциплина, единственная доказавшая свою эффективность при работе с детьми с РАС. АВА‑терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения, позволяет менять поведение человека, манипулируя факторами в окружающей среде.

«К сожалению, прикладной анализ поведения не введен в вузах как дисциплина. А значит, специалист, который приходит в школу, не владеет «языком» общения с детьми с аутизмом, не обладает «инструментом», чтобы помочь ему. Мы как родительская организация прикладываем усилия повлиять на эту ситуацию», — рассказывает председатель Ассоциации родителей детей с аутизмом «Аура»

Ирина Гришаева. 

Ресурсный класс – это отдельное помещение, где проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми, а также создана специальная зона для сенсорной разгрузки, где каждый ребенок может отдохнуть и восстановить свои силы в перерыве между занятиями. Ученики ресурсного класса постепенно включаются в работу обычных классов для совместного обучения с нормативными сверстниками.

Но самое главное, модель ресурсного класса подразумевает составление индивидуальных обучающих программ для учеников с РАС и сопровождение их тьюторами. Тьютор – это педагог, решающий две основные задачи. Первая – поведенческая. Она заключается в том, чтобы научить детей с аутизмом находиться в обществе без сопровождения, чтобы их не раздражали окружающие. Вторая – обучение основам письма, азбуке, счету.

Использование такой модели образования позволяет добиться устойчивых положительных результатов для каждого ребенка с аутизмом. Постепенно у детей снижается количество эпизодов негативного поведения, они учатся выполнять задания, находиться в классе без поддержки тьютора и отвечать у доски доступными для них способами.

«Доказано, что для детей с аутизмом социализация и образцы правильного поведения являются ключевыми в усвоении общепринятых норм поведения. В основе проекта «Ресурсный класс» заложен принцип безбарьерной среды – такого инклюзивного пространства, в котором каждый из участников успешен в своей области. В результате этого проекта каждый ребенок ресурсного класса почувствует себя нужным, защищенным, уверенным и постепенно сможет включиться в учебу, несмотря на все сложности».

Ирина Гришаева. 

Особенности детей с аутизмом
Детям с РАС, как правило, непонятны скрытые мотивы поступков других людей, им почти недоступно понимание иронии собеседника.

Чаще всего они имеют особенности речевого развития, которые могут варьироваться от полного отсутствия речи до небольших особенностей в интонациях.

У большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно: сильными сторонами часто являются зрительное восприятие, внимание к деталям, большой объем механической памяти. Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и пересказ прочитанного заученными фразами или фрагментарное восприятие устной речи. Эти аспекты нужно учитывать при составлении индивидуальных учебных программ.

У многих детей с РАС есть особенности развития сенсорной сферы. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого света, сильным раздражителем также может стать запах или прикосновение. То, что может восприниматься как странности в поведении, часто является реакцией ребенка на сенсорные раздражители, причиняющие ему большие неудобства, а иногда даже боль.

Дети с РАС могут успокаивать себя при помощи привычной стимуляции. Например, некоторые дети могут трясти кистями рук, или подпрыгивать на месте, или катать колесики у игрушечной машинки, держа ее максимально близко к глазам. Механизмы этих действий похожи на те, которые мы демонстрируем, покачивая ногой или накручивая волосы на палец при неприятном разговоре или долгом ожидании.

Зачем детям с РАС нужна общеобразовательная школа? Разве им не лучше в коррекционной?
Конечно, само по себе пребывание ребенка с аутизмом в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие нормотипичных детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.
После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.

Зачем обычным детям учиться вместе с детьми с аутизмом? Что им это дает?
О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много научных работ учеными разных стран, где эта практика существует уже долгие годы. Доказано, что выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми способностями к коммуникации, лучше понимают окружающих, демонстрируют большую гибкость и креативность. Педагогам работа в инклюзивном классе, где созданы специальные образовательные условия, дает уникальный опыт. Учитель, понимающий непростые особенности ребенка с аутизмом, легко найдет подход к проблемам обучения у обычного ребенка, а если этого недостаточно, может воспользоваться помощью специалистов ресурсного класса, поэтому выигрывают все дети.
В школе, где дети с раннего возраста учатся понимать особенности друг друга, возникает атмосфера доверия — и развиваются лучшие качества: толерантность, забота, доброта.

Основные проблемы в реализации проекта
Финансирование и недостаточная подготовка кадров – тьюторов, учителей ресурсного и регулярных классов, логопедов, дефектологов – основные задачи, на решение которых направлены усилия инициативной группы «Ауры». Обучение педагогов особенностям работы с детьми с РАС составляет более половины всех затрат на проект.

 «Мы очень рады, что наша инициатива по созданию ресурсного класса нашла понимание в Департаменте образования, часть затрат на реализацию проекта осуществляется за счет бюджетных средств. Еще более отрадно, что нам помогают представители бизнеса и частные лица. Огромное спасибо хочется сказать Департаменту образования города Томска и коллективу школы № 34 – без них у нас бы ничего не получилось. Отдельная благодарность компании «Деревенское молочко», а также лично Наталье Анатольевне Черевко – они подставили нам плечо в тот момент, когда мы особо нуждались в помощи, и уже опускались руки». 

Ирина Гришаева. 

Сейчас педагоги 34-й школы проходят обучение по программе «Включи меня», разработанной специалистами Центра проблем аутизма. Окончена очная стажировка в одной из московских школ, на базе которой, подобная модель была разработана и успешно функционирует по сей день.

Еще многое предстоит сделать, чтобы 1 сентября открылся первый в Томске ресурсный класс для детей с аутизмом. И это не просто решение проблемы обучения для нескольких ребят. Это – серьезный шаг в создании инклюзивной среды и воспитании общества, толерантного к нейроразнообразию людей.