Новости

Межрегиональный тренинг «Территория речи»


На прошедших выходных в Томске состоялся долгожданный тренинг идеолога очень известных в России логопедических центров «Территория речи» Лизы Гуриной.

Этот центр уже несколько лет применяет эффективную авторскую методику Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи». Методика предполагает работу с детьми с алалией и аутизмом с глубоким недоразвитием речи. Она успешно объединяет принципы новой современной логопедии, АВА-терапии и сенсорной интеграции.
Организатором тренинга выступили ООО «Центр сопровождения семьи «Школа   развития «Умничка» и член нашей Ассоциации Анна Сваровская. На тренинге присутствовали педагоги из г.Новосибирска, г.Красноярска, с.Каргасок Томской области, г.Северска, а также родители и педагоги г.Томска.



Очень приятно было увидеть коллег из общеобразовательных садов г.Томска, из коррекционных школ № 22, 39, 45, из центра «Ступени», ДЦВЛ, Хобби-центра, коррекционного сада №53, ПМПК. Хочется отметить, что эти педагоги постоянно учатся чему-то новому и полезному, ими движет жажда знаний и желание помогать детям, а не получить сертификат и убежать. С ними мы встречались на тренинге Е.Б.Жестковой по АВА-терапии, семинаре Л.Н.Ененковой по сенсорной интеграции, семинаре Е.В.Максимовой по телесно-ориентированной терапии, курсах в ТГПК по современным методикам коррекции аутизма. Мы, как родители, очень рады, что такие педагоги есть в нашем городе, и что мы уже можем говорить с ними на одном языке.


«Я благодарна организаторам семинара и тому, что получила возможность попасть сюда,-говорит логопед из ДЦВЛ Елена Ивановна Чикурова ,-Потому что было очень много новых знаний и для меня, и для родителей. Несмотря на то, что я работаю с маленькими детьми, я много для себя отметила нового, и в постановке звуков, и в озвученных приемах. И еще я очень рада тому, что здесь представилась возможность нам всем пообщаться-и родителям, и специалистам».
«Хочется отметить хороший рабочий темп семинара, возможность отработать упражнения на месте и сразу же получить практические рекомендации,-вторит ей председатель ТРОО «Сближение» из г.Северска Наталья Каракулова,-Сила семинара в том, что подача материала происходит системно: от предпосылок речи к ее формированию, что позволяет более осознанно подойти к работе с каждым конкретным ребенком».


Обычно нас учат теории, а здесь сплошная практика,-восклицает педагог из группы для детей с РАС из ДОУ №15 Галина Сенинг,-теперь я буду делать все, что могу, и даже больше!». «Мы присоединяемся к коллеге,-говорят педагоги из коррекционного сада №53 Анна и Виктория,- и говорим огромное спасибо организаторам, за прекрасную работу, за то, что нам всем было здесь комфортно, несмотря на то, что мы все выходные работали! Мы надеемся, что нас будут приглашать на подобные тренинги и далее, а также мы готовы делиться полученной информацией со своими коллегами».
«Очень жаль, что я потратила годы обучения в Педагогическом университете почти впустую: там не давались работающие методики, не рассказывалось про трудных детей,-делится воспитатель ДОУ №24,-и поэтому я боюсь работать с ними, потому что не могу, не знаю как, не имею инструментов».


Аналогично мнение мамы ребенка с аутизмом Анастасии Татарчук: «Когда я узнала, что в Томске планируется новый тренинг по развитию речи вопроса идти или нет не стояло. Как это ни печально, логопеды на занятия сына не брали, говорили, чтоб приходили, когда будет речь. Конечно, скептически отнеслась к фразе «от нуля до фразовой речи», поскольку обычно пишут и рассказывают как работать с детьми, у которых есть эхо. Но до чего же была приятно удивлена, что нас учили способам вызова звуков у детей, как эти звуки превратить в слоги и слова. Это совершенно новый метод, ни один логопед раньше ничего подобного нам не советовал. В лучшем случае говорили, что надо учить дуть. А вот как, опять же, никто. А тут пожалуйста, и на этот вопрос дали ответ. Очень здорово, что есть обратная связь со специалистом для тех кто начал работать по данной методике. Здорово, что пришло много специалистов из разных образовательных учреждений. Отдельная благодарность организаторам, за возможность приобрести совершенно новый опыт».
Другая мама, Галина Нетудыхатко, так комментирует тренинг: «Представьте себе!!! Для некоторых это было целым открытием. Оказывается любых детей можно научить звучать. И даже если у них нет ни одного случайного звука. И можно научить говорить по делу тех, кто не делает различий между словом и предметом. То есть все наши дети, от которых отказывались бесчисленные логопеды, могут произнести то заветное, что мы от них хотим услышать. Мы — родители, стараемся не опускать рук и не терять надежд. И специально для нас рождаются на свет необыкновенные люди, желающие нам помогать. И вот, закончился трехдневный тренинг, проводимый Елизаветой Гуриной, по вызаванию речи у неговорящих детей. И, наконец, для наших специалистов прозвучало, что детей сначала надо учить подражать, и в работе надо использовать и АВА-терапию и развивать сенсорику ребенка. А о подражании мы родители начинали говорить, но наших логопедов так не учили. Я рада, что на трениг пришло очень много людей, непосредственно работающих с детьми со сложными нарушениями речи. По отзывам было ясно, что они довольны, что пришли, что для них это настолько ново, но они все таки поверили в методику и собираются ее использовать. Очень важно, что использовать ее могут и родители со своими детьми. Это не легкое дело, но мы ведь уже знаем, что и воспитывать особенного ребенка не легко. Мы помним, что мы не опускаем рук и не теряем веры, а работаем, работаем и …… наслаждаемся плодами своего труда. Наши чада отблагодарят нас, как и мы благодарим своих учителей. Спасибо Елизавете Гуриной за ее бесценные знания. Спасибо Анне Сваровской за нужное и хорошо организованное мероприятие».
Проблема логопедии при работе с детьми с аутизмом в Томске стоит очень остро. Наши логопеды как белоручки: ставят звук Р, и на этом помощь заканчивается. Еще бы, ведь они руководствуются рекомендациями  17-летней давности! Вот мнение еще одной мамы Натальи Поповой, к которому присоединяется большинство активных родителей: 
«
Из-за отсутствия необходимых знаний и опыта взаимодействия с детьми с РАС, в большинстве случаев специалисты-логопеды отказывают в коррекционной работе с формулировкой «Общее недоразвитие речи». Зачастую (особенно на начальном этапе) только на основании установленного диагноза (иногда без проведения индивидуальной работы с ребенком, на основании скорее общих выводов из медицинской карты и краткой беседы с родителями). Далее ребенок направляется к дефектологу, цель работы которого не предполагает активных медико-логопедических занятий по развитию речи, то есть ребенок фактически остается без интенсивной логопедической коррекции и контроля динамики развития речевых процессов со стороны специалиста.
Вместе с тем, стандартом специализированной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) утвержденным приказом Минздрава России от 2 февраля 2015 г. № 32н предусматривается, что в целях диагностики заболевания, состояния используется такой метод исследования, как Медико-логопедическое исследование при дизартрии (А13.23.003). Согласно документу данное мероприятие проводится стационарно и в дневном стационаре у 100% пациентов и предполагает дальнейшее лечение заболевания, состояния и контроль за лечением (А13.23.006 Медико-логопедическая процедура при дизартрии).
Медико-логопедическое исследование предполагает сбор жалоб, оценку общего и речевого развития, состояние слуха и зрения, проводится экспресс-тестирование интеллекта. Именно Логопед должен изучить состояние каждого органа артикуляционного аппарата – языка, губ, мягкого неба. Логопед оценивает степень понимания им смысла речи, использование им фазовой речи. И только после этого исследуется словарный запас, исследование звукопроизношения. На основании выявленных отклонений составляется индивидуальная программа медико-логопедических занятий.
Получается, необходимость медико-логопедического вмешательства для детей с РАС и их дальнейшего лечения обоснована и нормативно закреплена и не зависит от уровня развития речи конкретного ребенка. Логично, что логопедическое вмешательство не должно ограничиваться только пределами стационара и предполагает работу с ребенком на постоянной основе. А качественная оценка речевого развития должна проводится как можно раньше и предполагать запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи. Такая работа возможна только при обучении действующих и будущих специалистов-логопедов современным принципам коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра.
Конкретные примеры обоснований отказа логопедами специализированных государственных центров, оказывающих услуги в том числе детям-инвалидам: «Работаем только с детьми, не имеющими серьезных нарушений слуха, зрения, речи»; «Зачем вам логопед — вам к дефектологу, мы работаем только с речевыми детьми».

            
Получается, что в настоящее время качественную логопедическую помощь детям с РАС можно получить только в частном порядке за собственный счет (впрочем, как и дефектологическую)».
На общественных слушаниях по коррекционному образованию в ноябре 2015 наша Ассоциация озвучила эти вопросы перед представителями образовательных учреждений и Департаментов Томской области. Присутствие представителей Общероссийского Народного Фронта дает надежду, что наши требования будут услышаны.
Координаты группы «Территория речи» в Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/speecharea/
Не пропускайте ежемесячные бесплатные вебинары от «Территория речи»!
Еще раз огромное спасибо Анне Сваровской за с такой пользой проведенные выходные!!!