#АураТомск #ФондПрезидентскихГрантов #ВажныеГодыЖизни #аутизмТомск #ФПГ
Практически каждый воспитатель детского сада или педагог дополнительного образования знаком с такой ситуацией: на занятие приходит малыш 2-3 лет, чье поведение отличается от поведения сверстников. Зачастую это малыши с характерными и ярко выраженными признаками РАС: они крайне чувствительные (сенсорно и эмоционально), не участвуют в деятельности группы, полностью захваченные сенсорными впечатлениями, демонстрируют стереотипные поведенческие реакции, не реагируют на обращенную речь, избегают любого контакта и крайне негативно реагируют даже на незначительные изменения в окружающей обстановке, то есть могут закатить такую истерику, то мало никому не покажется.
К сожалению, эти особенности детей с аутизмом в большинстве случаев приводят к прекращению занятий, так как педагоги, пытающиеся включить ребенка в игры со сверстниками, не обладают знаниями о специфике аутизма, его ранних проявлениях, и не имеют представления о методах и приемах работы, которые помогут вовлечь такого малыша в групповые занятия. Иногда ребенка с признаками РАС невозможно уговорить даже просто войти в комнату для занятий и не получается вовлечь во взаимодействие. Педагоги считают его «диковатым», «невоспитанным», «крайне избалованным» и советуют родителям «посидеть дома» пока малыш «дорастет до занятий».
Мы в своей работе используем современные подходы к коррекции нарушений, связанных с расстройством аутистического спектра (РАС). В программу по ранней помощи помимо индивидуальных занятий мы включили еще и групповые - для развития у наших подопечных навыков коммуникации, способности к подражанию, действию по образцу. В настоящий момент в группе шесть детей, у каждого свой постоянный тьютор.
Практически каждый воспитатель детского сада или педагог дополнительного образования знаком с такой ситуацией: на занятие приходит малыш 2-3 лет, чье поведение отличается от поведения сверстников. Зачастую это малыши с характерными и ярко выраженными признаками РАС: они крайне чувствительные (сенсорно и эмоционально), не участвуют в деятельности группы, полностью захваченные сенсорными впечатлениями, демонстрируют стереотипные поведенческие реакции, не реагируют на обращенную речь, избегают любого контакта и крайне негативно реагируют даже на незначительные изменения в окружающей обстановке, то есть могут закатить такую истерику, то мало никому не покажется.
К сожалению, эти особенности детей с аутизмом в большинстве случаев приводят к прекращению занятий, так как педагоги, пытающиеся включить ребенка в игры со сверстниками, не обладают знаниями о специфике аутизма, его ранних проявлениях, и не имеют представления о методах и приемах работы, которые помогут вовлечь такого малыша в групповые занятия. Иногда ребенка с признаками РАС невозможно уговорить даже просто войти в комнату для занятий и не получается вовлечь во взаимодействие. Педагоги считают его «диковатым», «невоспитанным», «крайне избалованным» и советуют родителям «посидеть дома» пока малыш «дорастет до занятий».
Мы в своей работе используем современные подходы к коррекции нарушений, связанных с расстройством аутистического спектра (РАС). В программу по ранней помощи помимо индивидуальных занятий мы включили еще и групповые - для развития у наших подопечных навыков коммуникации, способности к подражанию, действию по образцу. В настоящий момент в группе шесть детей, у каждого свой постоянный тьютор.
"Я считаю, что коммуникация должна быть приятным процессом, поэтому всё занятие проходит в игровой форме, - рассказывает ведущий групповых занятий Артем Нагорнов. - Первые два-три занятия дети привыкали к формату группы, друг к другу и ко мне в том числе. Это были очень эмоциональные и мотивационные занятия: мы разбрасывали перья, мишуру, бегали, делали зарядку, рисовали, кидались ватными дисками. По мере освоения в среде, игры у нас становятся более структурированными, я добавляю новые инструкции, которые мы постепенно отрабатываем."
Через игру дети учатся ждать своей очереди, проявлять инициативу, обращаться к ведущему и другим детям, обращать внимание на деятельность других участников, имитировать, развивают свои физические данные. В конце занятия обязательно проводится сенсорное насыщение для того чтобы дети сняли стресс, успокоились перед тем как уйти с занятия, отдохнули.
"Очень помогает в работе комплексный подход, который мы реализовали в этой программе: дети ходят на индивидуальные занятия и на коммуникативные группы, мы сообща работаем с их кураторами, и можем скорректировать индивидуальную программу каждого ребенка, совместно отрабатывая необходимые навыки и индивидуально, и в группе, - рассказывает Артем. - Определенно, у каждого из детей есть успехи, например, Влад Пономарев учится ожидать, что у него стало отлично получаться, Алина Волкова стала обращать внимание на окружающую ее среду и охотнее в нее включаться, Саша Бочек учится концентрировать внимание на совместной деятельности, постепенно увеличивается время активного взаимодействия."
Родители тоже отмечают положительные изменения в поведении своих детей и уже сейчас просят оставить коммуникативные группы на постоянной основе, а не только в рамках гранта.
К чему стремимся на коммуникативных занятиях, чему хотим научить своих подопечных:
📌 Свобода и самостоятельность детей в игре. Проявляется в выборе игры, её содержания, ролей и добровольности объединения с другими детьми и свободе выхода из игры
📌 Саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными правилами, которые регламентируют порядок игровых действий, правил проведения, взаимоотношений.
📌 Творческий характер игровой деятельности. Творчество проявляется в выборе роли, сюжетов, игрушек
📌 Эмоциональная насыщенность игры. Ребенок в игре проживает обыгрываемые события, получает удовольствие, снимает напряжение, передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях.
📌 Игра не имеет материально выраженного результата, в отличии от продуктивных видов деятельности
📌 Два вида отношений между детьми в игре как основа организации детского общества: игровые отношения (содержание и правила игры), реальные отношения (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил)
📌 Логическая и временная последовательность развития игры – обеспечивается наличием прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры
К чему стремимся на коммуникативных занятиях, чему хотим научить своих подопечных:
📌 Свобода и самостоятельность детей в игре. Проявляется в выборе игры, её содержания, ролей и добровольности объединения с другими детьми и свободе выхода из игры
📌 Саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными правилами, которые регламентируют порядок игровых действий, правил проведения, взаимоотношений.
📌 Творческий характер игровой деятельности. Творчество проявляется в выборе роли, сюжетов, игрушек
📌 Эмоциональная насыщенность игры. Ребенок в игре проживает обыгрываемые события, получает удовольствие, снимает напряжение, передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях.
📌 Игра не имеет материально выраженного результата, в отличии от продуктивных видов деятельности
📌 Два вида отношений между детьми в игре как основа организации детского общества: игровые отношения (содержание и правила игры), реальные отношения (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил)
📌 Логическая и временная последовательность развития игры – обеспечивается наличием прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры