Конференция

Ресурсные зоны
2024

Опыту работы с аутичными детьми в школах Томска была посвящена отдельная секция нашей прошедшей межведомственной конференции. Тон обсуждению задала Елена Репкина, член Правления ТРОО «АРДА «АУРА». Она рассказала

о положительном опыте взаимодействия общественной организации

и общеобразовательного учреждения при организации инклюзивного образования детей с РАС с поддержкой ресурсной зоны.

Тон обсуждению задала Елена Репкина, член Правления ТРОО «АРДА «АУРА». Она рассказала о положительном опыте взаимодействия общественной организации и общеобразовательного учреждения

при организации инклюзивного образования детей с РАС с поддержкой ресурсной зоны.

«На сегодняшний день в разных регионах страны по-разному складывается ситуация
с развитием инклюзивных проектов с поддержкой ресурсной зоны.
Есть проекты, которые «не получились»: либо закрылись, либо стали работать формально, постепенно превратившись из ресурсных зон в коррекционные классы.
Это произошло в тех регионах, где отсутствует поддержка проектов со стороны сильной родительской организации, где родители не вовлечены в процесс открытия и поддержки ресурсной зоны, или где есть родительская организация, но не складывается сотрудничество между общественной организацией и органами власти, или где администрация школы и весь коллектив не поддерживают принципы инклюзивного образования, не приветствуют каких-либо изменений в организации образовательного процесса. И есть успешные проекты – где общественная организация на постоянной основе включена в поддержку проекта, родители вовлечены в реализацию проекта, есть взаимопонимание между всеми администраторами проекта, начиная от органов власти, заканчивая командой ресурсной зоны»
— Елена Репкина, член правления ТРОО «АРДА «АУРА»
Перечислив критерии успешности запуска и реализации проектов
по инклюзивному образованию с использованием ресурсной зоны, Елена Репкина обозначила и причины, почему на сегодняшний день ресурсные зоны не открыты в каждой школе города Томска.
«В первую очередь, не у всех школ есть нужные для этого площади, дополнительные кабинеты, именно поэтому ресурсные зоны мы открываем в новых зданиях школ, где
на стадии строительства и оснащения можно запланировать реализацию проекта.
Во-вторых, ресурсы нашей общественной организации ограничены, для успешной реализации каждого проекта нужна своя родительская команда, которая заинтересована в результатах и готова ежедневно включаться в реализацию проекта, а возможно даже
в педагогическую команду».
— Елена Репкина, член правления ТРОО «АРДА «АУРА»
Ольга Алеева, учитель-дефектолог ресурсной зоны школы «Эврика-развитие», поделилась новым для школы и города Томска опытом, получаемым командой ресурсной зоны в 2023-2024 учебном году: ведь 6 обучающихся с РАС перешли в среднее звено, что существенно разнообразило структуру и деятельность команды ресурсной зоны. Были рассмотрены все форматы работы с пятиклассниками с РАС, цели и задачи, стоящие перед детьми в общеобразовательных классах, необходимость проведения большого блока индивидуальной работы и работы в малых группах для обеспечения освоения адаптированной образовательной программы. Диана Кочурова, методист, куратор ресурсной зоны, работающий с поведенческими планами для детей, обучающихся по нецензовым образовательным программам, сделала хороший ёмкий доклад с практическими примерами, посвященный формату групповой работы с детьми с РАС.
Родители детей с РАС, которые 1 сентября 2023 года пошли в первый класс школы № 46 и обучаются с поддержкой новой ресурсной зоны, Анастасия Смалько, Ольга Овчинникова и Ольга Родикова эмоционально рассказали о том, как родительская команда включилась в запуск проекта по организации инклюзивного образования в школе № 46, поддерживая запуск и поиском педагогов со стажировкой их
в рамках подготовки к школе, и проведением разъяснений
на родительских собраниях для родителей нормотипичных одноклассников, и многими другими мероприятиями, вплоть до того, что один из родителей включился в команду ресурсной зоны и сейчас является куратором, разрабатывает поведенческие планы, корректирует работу тьюторов и пр.

Были сказаны слова благодарности в адрес АУРЫ, вложившей в этот проект много сил, времени и грантовых средств.
Выступили кураторы ресурсной зоны 46 школы – Ольга Овчинникова
и Виктория Коржова, сделав в своем сообщении упор на интересную всем педагогам тему работы с нежелательным поведением обучающихся с РАС и особенности этой работы в условиях реализации модели инклюзивного образования с поддержкой ресурсной зоны.
Жанна Рауш и Ирина Кокорина, педагоги из 34 школы, где функционирует коррекционный класс для детей с РАС, раскрыли свой опыт взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения и учителя в формировании естественнонаучной грамотности у детей с РАС.
Выступили кураторы ресурсной зоны 46 школы – Ольга Овчинникова
и Виктория Коржова, сделав в своем сообщении упор на интересную всем педагогам тему работы с нежелательным поведением обучающихся с РАС и особенности этой работы в условиях реализации модели инклюзивного образования с поддержкой ресурсной зоны.
Жанна Рауш и Ирина Кокорина, педагоги из 34 школы, где функционирует коррекционный класс для детей с РАС, раскрыли свой опыт взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения и учителя в формировании естественнонаучной грамотности у детей с РАС.
Елена Стрекалова, координатор по работе с детьми с РАС и учитель начальных классов из Академического лицея, рассказала, как проводится обучение в начальных автономных классах для детей
с аутизмом, какие мероприятия проводятся педагогами классов с целью организации взаимодействия их с нормотипичными сверстниками.
Полина подчеркнула, что в городе Томске проекты реализуются на хорошем уровне,
нет смешения понятий, как в некоторых других регионах
Как всегда интересный и познавательный доклад сделала Полина Богорад, учитель-дефектолог ФРЦ
по организации комплексного сопровождения детей
с аутизмом МГППУ и консультант ресурсных классов, расставив акценты на том, что именно можно считать инклюзивным образованием с поддержкой ресурсной зоны, а что на самом деле таковым не является, будучи малокомплектным классом для детей с ограниченными возможностями здоровья.
«АУРА» на протяжении нескольких лет работает с Полиной, на постоянной основе консультируясь по вопросам организации образовательного процесса для детей с РАС
с поддержкой ресурсной зоны.
Полина подчеркнула, что в городе Томске проекты реализуются на хорошем уровне,
нет смешения понятий, как в некоторых других регионах: с поддержкой ресурсной зоны
в Томске обучаются дети с разным уровнем навыков, с разными дефицитами, с разной степенью включения в работу общеобразовательного класса, и для обеспечения качественного образования в этой многогранной структуре вкладывается достаточное количество ресурсов. Для повышения качества реализации проектов с поддержкой ресурсной зоны в стране Полина предложила объединяться с другими регионами, делиться опытом, организовывать всероссийскую сеть поддержки тьюторов.
Работа в секции была очень насыщена полезной для руководителей, педагогов школ и родителей практикоориентированной информацией, прошла на высоком уровне, подчеркнула модератор секции, куратор поведенческих программ ресурсной зоны в Эврике Елизавета Голубева. При этом она посетовала на то, что на секции было мало родителей детей с РАС, а особенно тех, чьи дети готовятся пойти
в школу.
«Мы очень много говорим о колоссальной роли родителей в образовании и социализации детей с РАС. Никакая поведенческая программа не будет работать, если ее не поддерживают дома, усилия всех специалистов будут напрасны. Конференция – это кладезь информации
для родителей, площадка для получения знаний и обмена опытом».