Проекты осуществляются в том числе и благодаря частным пожертвованиям

16 самых популярных мифов об аутизме

Диагноз «Аутизм» до сих пор порождает множество мифов и абсурдных страхов в обществе.
проект

16 самых популярных мифов об аутизме

Диагноз «Аутизм» до сих пор порождает множество мифов и абсурдных страхов в обществе.
В честь Года семьи председатель «Ауры» Ирина Гришаева решила развеять самые популярные из них и успокоить родителей — все в нашем материале.
В 2014 году в Томске инициативные родители детей с аутизмом создали НКО — Ассоциацию родителей детей с аутизмом «Аура». Тогда же произошел большой скачок в информировании общества. Стало очевидно — если говорить часто и много, то мифы про аутизм постепенно развеиваются, а люди становятся терпимее.
«Потому что мифы от чего? От незнания. Чем меньше ты знаешь, тем больше веришь в какие-то сказки», — подводит Ирина Гришаева.
В честь Года семьи председатель «Ауры» Ирина Гришаева решила развеять самые популярные из них и успокоить родителей — все в нашем материале.
В 2014 году в Томске инициативные родители детей с аутизмом создали НКО — Ассоциацию родителей детей с аутизмом «Аура». Тогда же произошел большой скачок в информировании общества. Стало очевидно — если говорить часто и много, то мифы про аутизм постепенно развеиваются, а люди становятся терпимее.
«Потому что мифы от чего? От незнания. Чем меньше ты знаешь, тем больше веришь в какие-то сказки», — подводит Ирина Гришаева.
Миф 1. Дети с аутизмом рождаются в неблагополучных семьях
Когда «Аура» только появлялась, в 2014 году, был распространен миф, что только у родителей-алкоголиков и наркоманов может родиться ребенок с аутизмом.
Помню, даже у меня был такой страх, когда я в первый раз шла на встречу с родителями. Но, увидев абсолютно успешных людей, очень активных, занимающихся бизнесом, я моментально разуверилась в этом мифе.
Важно понимать, что ребенок с аутизмом может родиться в любой стране, у любой матери и в семье с любым социально-экономическим статусом.
Миф 1. Дети с аутизмом рождаются в неблагополучных семьях
Когда «Аура» только появлялась, в 2014 году, был распространен миф, что только у родителей-алкоголиков и наркоманов может родиться ребенок с аутизмом.
Помню, даже у меня был такой страх, когда я в первый раз шла на встречу с родителями. Но, увидев абсолютно успешных людей, очень активных, занимающихся бизнесом, я моментально разуверилась в этом мифе.
Важно понимать, что ребенок с аутизмом может родиться в любой стране, у любой матери и в семье с любым социально-экономическим статусом.
Миф 2. Дети с аутизмом — особенные
Часто встречается миф о том, что дети с аутизмом — умственно отсталые. Или еще один — если у ребенка аутизм, значит он гениальный.
Это странно, но два полярных мифа об одном и том же. Необходимо понимать, что все люди с аутизмом разные. Это же целый спектр расстройств и сопутствующих заболеваний — то есть разный уровень проблем с коммуникацией и социальным взаимодействием, а также повторяющимся поведением и особенностями обработки информации.Известно, что все люди разные — одни успешно работают и адаптируются, а другие испытывают сложности с обучением, коммуникацией и многим другим.
При этом современные исследования доказали, что у большей половины людей с аутизмом нет проблем с интеллектом.
Миф 2. Дети с аутизмом — особенные
Часто встречается миф о том, что дети с аутизмом — умственно отсталые. Или еще один — если у ребенка аутизм, значит он гениальный.
Это странно, но два полярных мифа об одном и том же. Необходимо понимать, что все люди с аутизмом разные. Это же целый спектр расстройств и сопутствующих заболеваний — то есть разный уровень проблем с коммуникацией и социальным взаимодействием, а также повторяющимся поведением и особенностями обработки информации.Известно, что все люди разные — одни успешно работают и адаптируются, а другие испытывают сложности с обучением, коммуникацией и многим другим.
При этом современные исследования доказали, что у большей половины людей с аутизмом нет проблем с интеллектом.
Миф 3. Аутизм — это психическое заболевание
Аутизм — это нарушение развития, которое затрагивает и психику человека. РАС — это про нетипичную нервную систему у ребенка, которая приспосабливается к типичному миру. В результате человек формирует те формы поведения, которые мы сейчас наблюдаем.
Если говорить проще, то аутизм — это расстройство развития, при котором нервная система ребенка «выдает» ответ, который мы не всегда можем понять.
Помимо того, что у ребенка нарушение развития, у него еще достаточно часто бывают какие-то дополнительные заболевания. И это усугубляет его состояние. Особенно хорошо это было видно, когда мы начинали — тогда врачи были мало об этом информированы.
И, собственно, все болезни тогда лечили у психиатра. Обычно на обращение по самочувствию ребенка, нам говорили: «Вряд ли у него что-то болит. Скорее всего, он себя так ведет, потому что у него аутизм. Идите к психиатру». Сейчас информированность врачей стала намного лучше.
Миф 3. Аутизм — это психическое заболевание
Аутизм — это нарушение развития, которое затрагивает и психику человека. РАС — это про нетипичную нервную систему у ребенка, которая приспосабливается к типичному миру. В результате человек формирует те формы поведения, которые мы сейчас наблюдаем.
Если говорить проще, то аутизм — это расстройство развития, при котором нервная система ребенка «выдает» ответ, который мы не всегда можем понять.
Помимо того, что у ребенка нарушение развития, у него еще достаточно часто бывают какие-то дополнительные заболевания. И это усугубляет его состояние. Особенно хорошо это было видно, когда мы начинали — тогда врачи были мало об этом информированы.
И, собственно, все болезни тогда лечили у психиатра. Обычно на обращение по самочувствию ребенка, нам говорили: «Вряд ли у него что-то болит. Скорее всего, он себя так ведет, потому что у него аутизм. Идите к психиатру». Сейчас информированность врачей стала намного лучше.
Миф 4. Аутизм – это болезнь, которую нужно лечить
Вылечить аутизм невозможно. Но часто диагноз сочетается с какими-то другими заболеваниями. Поэтому ребенка нужно постоянно обследовать. На консультациях «Ауры» для родителей, которые только-только столкнулись с этим диагнозом, мы часто говорим, что важно следить за здоровьем ребенка и разбираться, какие заболевания выявлены или могут быть выявлены.
Доказано, что, например, у 80% детей с РАС проблемы с ЖКТ, а у 30% проявляется эпилепсия. А какая-то часть детей имеют аутоиммунные заболевания. И важно понимать, что все это напрямую влияет на ребенка и его поведение.
Если мы лечим сопутствующие заболевания, то в любом случае улучшаем состояние ребенка. А благодаря этому его проще научить новым навыкам.
Миф 4. Аутизм – это болезнь, которую нужно лечить
Вылечить аутизм невозможно. Но часто диагноз сочетается с какими-то другими заболеваниями. Поэтому ребенка нужно постоянно обследовать. На консультациях «Ауры» для родителей, которые только-только столкнулись с этим диагнозом, мы часто говорим, что важно следить за здоровьем ребенка и разбираться, какие заболевания выявлены или могут быть выявлены.
Доказано, что, например, у 80% детей с РАС проблемы с ЖКТ, а у 30% проявляется эпилепсия. А какая-то часть детей имеют аутоиммунные заболевания. И важно понимать, что все это напрямую влияет на ребенка и его поведение.
Если мы лечим сопутствующие заболевания, то в любом случае улучшаем состояние ребенка. А благодаря этому его проще научить новым навыкам.
Миф 5. Аутизм можно вылечить
Аутизм вылечить нельзя, но у человека с этим расстройством можно сформировать достаточное количество навыков, чтобы он мог жить и успешно адаптироваться среди сверстников. Это как с хронической болезнью: избавиться от нее до конца нельзя, но добиться ремиссии возможно.
Если складываются определенные факторы, и ребенок изначально имеет немного нарушений, то вполне возможно, что очевидные проявления аутизма у него не будут сильно видны. Но важно понимать, что они могут появиться вновь, когда случится какой-то стресс.
Миф 5. Аутизм можно вылечить
Аутизм вылечить нельзя, но у человека с этим расстройством можно сформировать достаточное количество навыков, чтобы он мог жить и успешно адаптироваться среди сверстников. Это как с хронической болезнью: избавиться от нее до конца нельзя, но добиться ремиссии возможно.
Если складываются определенные факторы, и ребенок изначально имеет немного нарушений, то вполне возможно, что очевидные проявления аутизма у него не будут сильно видны. Но важно понимать, что они могут появиться вновь, когда случится какой-то стресс.
Миф 6. Аутизм – это приговор, а реабилитация при РАС бесполезна
Реабилитация при РАС приносит хорошие результаты. Конечно, бывают сложные случаи, когда состояние ребенка тяжелое — у него много сопутствующих соматических заболеваний. В этом случае сложно корректировать его поведение. Но все же он дает небольшой прогресс.
В этом хорошо помогает АBА-терапия — вид коррекционно-развивающего вмешательства, направленный на коррекцию поведения и обучение необходимым навыкам.
В основе ABA-терапии лежит методика подкрепления/усиления желаемого поведения. Ребенку предоставляется приз, мотивационный предмет: игрушка, конфета, похвала, активные игры и так далее. Этим специалисты закрепляют (подкрепляют) желаемое поведение, обучая ребенка.
Миф 6. Аутизм – это приговор, а реабилитация при РАС бесполезна
Реабилитация при РАС приносит хорошие результаты. Конечно, бывают сложные случаи, когда состояние ребенка тяжелое — у него много сопутствующих соматических заболеваний. В этом случае сложно корректировать его поведение. Но все же он дает небольшой прогресс.
В этом хорошо помогает АBА-терапия — вид коррекционно-развивающего вмешательства, направленный на коррекцию поведения и обучение необходимым навыкам.
В основе ABA-терапии лежит методика подкрепления/усиления желаемого поведения. Ребенку предоставляется приз, мотивационный предмет: игрушка, конфета, похвала, активные игры и так далее. Этим специалисты закрепляют (подкрепляют) желаемое поведение, обучая ребенка.
Миф 7. При коррекции можно не пользоваться терапией, есть и другие методы
Наша организация, конечно, за научно-доказанные методы работы. Мы, как родители, заинтересованы в том, чтобы с нашими детьми работали самыми эффективными способами.
Я, например, ежегодно посещаю международные конференции по аутизму и слежу за тем, что происходит в мире, какие терапии наиболее актуальны. Исходя из этого скажу — использовать можно все, что угодно. Но есть
три основных кита, на которых держится реабилитация:
  • Первое — это лечение.
    Необходимо разбираться со здоровьем и лечить сопутствующие заболевания.
  • Второе — это обучение.
    Когда мы говорим про обучение, это, в первую очередь, прикладной анализ поведения (АBА-терапия). Сейчас есть много научных исследований, доказывающих, что это эффективно, особенно при аутизме.
    Почему? Аутизм — это неврологическое расстройство, при котором у ребенка наблюдаются поведенческие проблемы. Если мы используем поведенческую терапию, то, корректируя поведение ребенка, особенно если мы начинаем делать это рано, мы даем ему возможность научиться получать навыки из среды, как это делают нормотипичные дети.
  • И третье — это спорт.
    Как говорится, «в здоровом теле здоровый дух».
    Все остальное — тоже можно, но дополнительно. Если у вас остаются деньги и время на что-то еще, то пожалуйста. Главное при этом не переусердствовать, ведь дети тоже могут уставать или даже не хотеть, вследствие чего будет виден регресс.
Миф 7. При коррекции можно не пользоваться терапией, есть и другие методы
Наша организация, конечно, за научно-доказанные методы работы. Мы, как родители, заинтересованы в том, чтобы с нашими детьми работали самыми эффективными способами.
Я, например, ежегодно посещаю международные конференции по аутизму и слежу за тем, что происходит в мире, какие терапии наиболее актуальны. Исходя из этого скажу — использовать можно все, что угодно. Но есть
три основных кита, на которых держится реабилитация:
  • Первое — это лечение.
    Необходимо разбираться со здоровьем и лечить сопутствующие заболевания.
  • Второе — это обучение.
    Когда мы говорим про обучение, это, в первую очередь, прикладной анализ поведения (АBА-терапия). Сейчас есть много научных исследований, доказывающих, что это эффективно, особенно при аутизме.
    Почему? Аутизм — это неврологическое расстройство, при котором у ребенка наблюдаются поведенческие проблемы. Если мы используем поведенческую терапию, то, корректируя поведение ребенка, особенно если мы начинаем делать это рано, мы даем ему возможность научиться получать навыки из среды, как это делают нормотипичные дети.
  • И третье — это спорт.
    Как говорится, «в здоровом теле здоровый дух».
    Все остальное — тоже можно, но дополнительно. Если у вас остаются деньги и время на что-то еще, то пожалуйста. Главное при этом не переусердствовать, ведь дети тоже могут уставать или даже не хотеть, вследствие чего будет виден регресс.
Миф 8. Аутизм передается по наследству
Аутизм – это про многофакторность. Как правило, есть какая-то генетическая предрасположенность у ребенка. Известно, что больше 300 генов связаны с аутизмом. Но ни один из них напрямую не вызывает диагноз.
Если есть какая-то генетическая предрасположенность, и при этом ребенок получил еще какую-то вирусную или бактериальную нагрузку со стрессом, то тогда он начинает идти по аутичному пути развития. То есть это как бы полумиф.
Если мы будем беречь ребеночка, не подвергать его организм стрессовым факторам, то вполне возможно, что он не получит диагноз «аутизм».
Миф 8. Аутизм передается по наследству
Аутизм – это про многофакторность. Как правило, есть какая-то генетическая предрасположенность у ребенка. Известно, что больше 300 генов связаны с аутизмом. Но ни один из них напрямую не вызывает диагноз.
Если есть какая-то генетическая предрасположенность, и при этом ребенок получил еще какую-то вирусную или бактериальную нагрузку со стрессом, то тогда он начинает идти по аутичному пути развития. То есть это как бы полумиф.
Если мы будем беречь ребеночка, не подвергать его организм стрессовым факторам, то вполне возможно, что он не получит диагноз «аутизм».
Миф 9. Аутизм – это новое расстройство. Раньше его не существовало
Аутистических расстройств сейчас много. Научно доказано, что внешние факторы все больше влияют на наше здоровье. Например, та же экология сильно сказывается на состоянии человека.
Есть такое актуальное понятие, как поколенческая дегенерация — оно значит, что каждое следующее поколение становится все более нездоровым. И на это тоже влияет экология.
Аутизма больше становится в любом случае. Но это не значит, что это что-то новое. Все, что описывают Аспер и Кайнер — это было не вчера.
Сейчас у многих есть знакомый с ребенком с аутизмом либо в его семье ребенок с аутизмом. Отрицать, что его становится больше, странно. Понятно, что диагностика стала лучше и люди с РАС чаще стали появляться на улицах, ведь раньше их закрывали дома. Но то, что их становится больше — все равно очевидно. Даже при отсутствии нормальной диагностики.
Миф 9. Аутизм – это новое расстройство. Раньше его не существовало
Аутистических расстройств сейчас много. Научно доказано, что внешние факторы все больше влияют на наше здоровье. Например, та же экология сильно сказывается на состоянии человека.
Есть такое актуальное понятие, как поколенческая дегенерация — оно значит, что каждое следующее поколение становится все более нездоровым. И на это тоже влияет экология.
Аутизма больше становится в любом случае. Но это не значит, что это что-то новое. Все, что описывают Аспер и Кайнер — это было не вчера.
Сейчас у многих есть знакомый с ребенком с аутизмом либо в его семье ребенок с аутизмом. Отрицать, что его становится больше, странно. Понятно, что диагностика стала лучше и люди с РАС чаще стали появляться на улицах, ведь раньше их закрывали дома. Но то, что их становится больше — все равно очевидно. Даже при отсутствии нормальной диагностики.
Миф 10. Дети с Аутизмом не испытывают и не проявляют эмоций
Это неправда. Конечно, у детей с аутизмом ослабленная мимика в детстве и не такая активная жестикуляция, как у детей в норме, так как они не ориентируются на эмоции других людей и обычно плохо имитируют артикуляционные движения. Но то, что они испытывают эмоции с чувствами и понимают их у других людей — уже даже научно доказано. В принципе, мы по своим детям это и видим.
Миф 10. Дети с Аутизмом не испытывают и не проявляют эмоций
Это неправда. Конечно, у детей с аутизмом ослабленная мимика в детстве и не такая активная жестикуляция, как у детей в норме, так как они не ориентируются на эмоции других людей и обычно плохо имитируют артикуляционные движения. Но то, что они испытывают эмоции с чувствами и понимают их у других людей — уже даже научно доказано. В принципе, мы по своим детям это и видим.
Миф 11. Аутичные люди не строят отношений
Им это и правда сложно. Дети с аутизмом обычно не могут выстроить дружеские отношения, из-за чего часто страдают. Невозможность общаться — это как раз то слабое место у человека с аутизмом, которое мешает ему быть полноценным членом общества.
При аутизме всем социальным навыкам ребенка нужно учить так же, как мы учим любого другого ребенка академическим навыкам. То есть все, что обычному ребенку просто дано, заложено в нем природой, человеку с аутизмом намного сложнее выполнять — его приходится этому учить.
Часто дети с РАС хотят установить какие-то взаимоотношения со сверстниками, но им сложно. Поэтому, собственно, у нас такая большая цель — помочь и научить.
Миф 11. Аутичные люди не строят отношений
Им это и правда сложно. Дети с аутизмом обычно не могут выстроить дружеские отношения, из-за чего часто страдают. Невозможность общаться — это как раз то слабое место у человека с аутизмом, которое мешает ему быть полноценным членом общества.
При аутизме всем социальным навыкам ребенка нужно учить так же, как мы учим любого другого ребенка академическим навыкам. То есть все, что обычному ребенку просто дано, заложено в нем природой, человеку с аутизмом намного сложнее выполнять — его приходится этому учить.
Часто дети с РАС хотят установить какие-то взаимоотношения со сверстниками, но им сложно. Поэтому, собственно, у нас такая большая цель — помочь и научить.
Миф 12. Если к трем годам ребенок не говорит, то у него аутизм
Нет, это неправда. Он может молчать не только потому, что у него аутизм. Отсутствие речи может быть связано с другим нарушением развития.

Вообще почему он может не разговаривать при аутизме? Потому что у него провален коммуникативный навык, он просто не используют речь для коммуникации — у него даже идеи такой нет.


Почему у ребенка с аутизмом мы часто наблюдаем непотребное поведение и негативизм? Например, он может начать кричать, истерить и ложиться на пол. Потому что ребенок заменяет вербальную форму общения какой-то другой формой поведения.
Ребенок чисто технически МОЖЕТ сказать «мама», но ему сложно использовать именно речь для коммуникации. Дети обычно используют другие способы привлечения внимания. Например, крик.
Так он знает: закричу, и мама тут же прибежит. И ребенок начинает этим пользоваться. А когда мы его рано учим звать маму все-таки словом, то он обучается и начинает использовать речь для коммуникации.
Поэтому важно рано начать коррекцию. То есть мы учим, казалось бы, элементарным вещам, но для детей с аутизмом это является большой сложностью.
Миф 12. Если к трем годам ребенок не говорит, то у него аутизм
Нет, это неправда. Он может молчать не только потому, что у него аутизм. Отсутствие речи может быть связано с другим нарушением развития.

Вообще почему он может не разговаривать при аутизме? Потому что у него провален коммуникативный навык, он просто не используют речь для коммуникации — у него даже идеи такой нет.


Почему у ребенка с аутизмом мы часто наблюдаем непотребное поведение и негативизм? Например, он может начать кричать, истерить и ложиться на пол. Потому что ребенок заменяет вербальную форму общения какой-то другой формой поведения.
Ребенок чисто технически МОЖЕТ сказать «мама», но ему сложно использовать именно речь для коммуникации. Дети обычно используют другие способы привлечения внимания. Например, крик.
Так он знает: закричу, и мама тут же прибежит. И ребенок начинает этим пользоваться. А когда мы его рано учим звать маму все-таки словом, то он обучается и начинает использовать речь для коммуникации.
Поэтому важно рано начать коррекцию.То есть мы учим, казалось бы, элементарным вещам, но для детей с аутизмом это является большой сложностью.
Миф 13. Аутизм можно диагностировать только в детстве
Нет, не только в детстве. Как правило, его диагностируют в раннем возрасте, но если ребенок достаточно высокофункциональный, то аутизм могут диагностировать позже.
Высокофункциональный ребенок — это когда у него нет задержки речи и нарушений интеллекта. Такие дети все умеют по большому счету, но главной их проблемой становится невозможность устанавливать социальные контакты.
Миф 13. Аутизм можно диагностировать только в детстве
Нет, не только в детстве. Как правило, его диагностируют в раннем возрасте, но если ребенок достаточно высокофункциональный, то аутизм могут диагностировать позже.
Высокофункциональный ребенок — это когда у него нет задержки речи и нарушений интеллекта. Такие дети все умеют по большому счету, но главной их проблемой становится невозможность устанавливать социальные контакты.
Миф 14. Правильная диета может помочь вылечить аутизм
Правильная диета поможет многим детям с аутизмом облегчить их состояние. Так, когда мы лечим проблемы с ЖКТ, мы это делаем не только таблетками, но и диетами. Это не влияет напрямую на аутизм.
Миф 14. Правильная диета может помочь вылечить аутизм
Правильная диета поможет многим детям с аутизмом облегчить их состояние. Так, когда мы лечим проблемы с ЖКТ, мы это делаем не только таблетками, но и диетами. Это не влияет напрямую на аутизм.
Миф 15. Дети аутисты нуждаются в специальных учебных заведениях
Наша организация посвятила себя развитию инклюзивного образования. Мы изучили тему и поняли, что ребенку с аутизмом важно находиться в нормотипичной среде.
Мы работаем с главным дефицитом ребенка – нарушением коммуникации в социальном взаимодействии. Много исследований доказывают, что дети с любыми особенностями — не только с аутизмом — лучше нарабатывают навыки в инклюзивной среде. Понятно, что если это инклюзивная среда, то она должна быть организована определенным образом.
Например, нельзя просто взять ребенка с аутизмом и посадить его в класс, где 30 человек. Само по себе это все не работает, будут страдать все участники учебного процесса — и учителя, и нейротипичные дети, и дети с РАС. Но если мы организуем грамотную поддержку, то это и работает хорошо, и дети прекрасно прогрессируют в инклюзивной среде.
Миф 15. Дети аутисты нуждаются в специальных учебных заведениях
Наша организация посвятила себя развитию инклюзивного образования. Мы изучили тему и поняли, что ребенку с аутизмом важно находиться в нормотипичной среде.
Мы работаем с главным дефицитом ребенка – нарушением коммуникации в социальном взаимодействии. Много исследований доказывают, что дети с любыми особенностями — не только с аутизмом — лучше нарабатывают навыки в инклюзивной среде. Понятно, что если это инклюзивная среда, то она должна быть организована определенным образом.
Например, нельзя просто взять ребенка с аутизмом и посадить его в класс, где 30 человек. Само по себе это все не работает, будут страдать все участники учебного процесса — и учителя, и нейротипичные дети, и дети с РАС. Но если мы организуем грамотную поддержку, то это и работает хорошо, и дети прекрасно прогрессируют в инклюзивной среде.
Миф 16. Аутичные взрослые не способны работать
Это большая беда взрослых с аутизмом. Если ребенка с этим диагнозом рано не научили быть самостоятельным, то может сложиться так, что к взрослому возрасту он не сможет работать.
Иногда бывает так, что состояние человека просто не позволяет ему обретать навыки. Не то чтобы не научили, а ребенок изначально был сложным, и невозможно его довести до такого состояния, чтобы он мог быть самостоятельным.
Но мы для себя приняли как аксиому: необходимо учить ребенка быть самостоятельным, ставя эту цель в приоритет. Это направление пока мало изучено, ведется много работы.
Если говорить на примерах, то взрослое поколение людей с аутизмом, которое сейчас есть в Томске, практически все не работает. Это связано с тем, что им очень сложно. Практически всем нужна поддержка, а ее никто не дает. Тот же бизнес не заинтересован, потому что помогать людям с РАС дорого.
Большинство людей с аутизмом сидят по домам со своими родителями. И только небольшая часть высокофункциональных трудоустроены. Но это единичные случаи.
Ситуация складывается следующая — человек с аутизмом быстро устает, а также он может выполнять меньший объем работы. Но ведь он все-таки работает. И если у работодателя нет страха, а команда готова принимать такого человека, то такой сценарий вполне реален. Но это мы говорим про высокофункциональных людей.
Бывают же люди, которым поддержка нужна на постоянной основе. Мало того, что ты принимаешь на работу человека с аутизмом, тебе нужно принять для него еще и помощника. Работодатель берет на работу не одного, а двоих — тут еще большие финансовые затраты.
Важно понимать, что люди с аутизмом — «поведенческие», с ними сложно справиться. Но знаете, зачем все-таки надо приводить таких детей в социум — например, в общеобразовательные школы?
Помимо того, что дети с аутизмом адаптируются, они еще и учатся бок о бок с теми, кто в будущем может стать их работодателем. И их одноклассники уже будут знать, что у людей с РАС есть какие-то проблемы, но при этом они сильны в каких-то вещах. И диагноз уже не так страшен при трудоустройстве.
Миф 16. Аутичные взрослые не способны работать
Это большая беда взрослых с аутизмом. Если ребенка с этим диагнозом рано не научили быть самостоятельным, то может сложиться так, что к взрослому возрасту он не сможет работать.
Иногда бывает так, что состояние человека просто не позволяет ему обретать навыки. Не то чтобы не научили, а ребенок изначально был сложным, и невозможно его довести до такого состояния, чтобы он мог быть самостоятельным.
Но мы для себя приняли как аксиому: необходимо учить ребенка быть самостоятельным, ставя эту цель в приоритет. Это направление пока мало изучено, ведется много работы.
Если говорить на примерах, то взрослое поколение людей с аутизмом, которое сейчас есть в Томске, практически все не работает. Это связано с тем, что им очень сложно. Практически всем нужна поддержка, а ее никто не дает. Тот же бизнес не заинтересован, потому что помогать людям с РАС дорого.
Большинство людей с аутизмом сидят по домам со своими родителями. И только небольшая часть высокофункциональных трудоустроены. Но это единичные случаи.
Ситуация складывается следующая — человек с аутизмом быстро устает, а также он может выполнять меньший объем работы. Но ведь он все-таки работает. И если у работодателя нет страха, а команда готова принимать такого человека, то такой сценарий вполне реален. Но это мы говорим про высокофункциональных людей.
Бывают же люди, которым поддержка нужна на постоянной основе. Мало того, что ты принимаешь на работу человека с аутизмом, тебе нужно принять для него еще и помощника. Работодатель берет на работу не одного, а двоих — тут еще большие финансовые затраты.
Важно понимать, что люди с аутизмом — «поведенческие», с ними сложно справиться. Но знаете, зачем все-таки надо приводить таких детей в социум — например, в общеобразовательные школы?
Помимо того, что дети с аутизмом адаптируются, они еще и учатся бок о бок с теми, кто в будущем может стать их работодателем. И их одноклассники уже будут знать, что у людей с РАС есть какие-то проблемы, но при этом они сильны в каких-то вещах. И диагноз уже не так страшен при трудоустройстве.
Автор — Анастасия Хмезюк
Автор — Анастасия Хмезюк