Сенсорика

5064770«Есть понятие сенсорно-интегративная терапия (СИТ), т.е. это не набор покатушек и качаний, прыганий, а строго выстроенная система со свои первоначальным тестированием, диагностированием, составлением индивидуальной программы ведения ребенка, мониторингом его динамики и снова сменой программы если надо. Про АВА слышали все? Так вот СИТ практически та же АВА,но в своей области.В полном объеме и по правилам, разработанным для детей с сенсорными проблемами, пока у нас не работает никто. Даже близко не подошли к системе Люси Миллер,основанной на теории Джин Айрес. Прочитать книгу Айрес совершенно не достаточно, чтобы вести именно терапию. Нужно учиться либо в центре Миллер очно, либо дистанционно.

Улла Кисслинг и ее методика «Сенсорная интеграция в диалоге»(это официальное название ее методики,а не только книги)-это тоже новое для нас направление. Ему обязательно нужно учиться,а не просто прочитать книгу. К слову,обязательным для оборудования зала у Уллы является не только бочка с фасолью, но и «яйцо Кисслинг», «гамак Кисслинг»,  причем строго определенного цвета, размера и внутреннего наполнения. И обязательное умение работать с ребенком по методу Фельденкрайза либо схожей технике телесно-ориентированной терапии. При работе по ее методике есть масса строго регламентированных постулатов, которые тоже не следует нарушать. К сожалению, строго следуя канонам методики Кисслинг,  у нас никто не работает. И не потому что нет оборудованного как у нее зала, к слову, очень аскетично оборудованного.

Кинезиотерапия — (kinesitherapia – в переводе с греческого: kinesis — движение, therapia — лечение) — дословно «лечение движением» — одна из форм лечебной физкультуры. Т.е. вести занятия должен врач либо психолог, прошедший соответствующий сертификационный курс.

Все остальное, что сейчас есть на поле, именуемом сенсорная интеграция у нас, это миксы многих направлений,в том числе и телесно-ориентированной терапии, психомоторной коррекции. Это в лучшем случае. В худшем-бесцельное посещение «дискотеки» под названием сенсорная комната, в которой у ребенка не учитываются ни его потребности, ни возможности адаптации к такому количеству сенсорных стимулов.» (Л.Н.Енненкова, главный специалист России по СИТ, Ассоциация специалистов сенсорной интеграции)

Но что мы сами можем сделать, пока специалистов в России, в том числе и в Томске, крайне мало?  Во время занятий и в перерывах делаем следующее:

1.   Дайте ребенку отдохнуть! Это должно быть не менее получаса свободных сенсорных игр после его возвращения из школы (исключая компьютер и телевизор). Последние можно использовать в качестве вознаграждения уже после того, как домашнее задание выполнено.

2.   В течение этого 30-минутного перерыва, предлагаем, в первую очередь, проведение различных вестибулярных и проприоцептивных терапевтических упражнений.

3.   Рекомендуем до выполнения домашнего задания игры, которые предполагают такие действия, как«всасывание» или «выдувание». Например, игра с мыльными пузырями.

4.   Предложите хрустящий или ДОЛГОжевательный перекус во время домашнего задания или дайте попить через соломинку напитки плотной консистенции, например, коктейль, йогурт или даже пудинг.

5.   Предложите жевательную резинку во время выполнения домашнего задания или специально подобранное приспособление для жевания.

6.   Лучше,если домашнее задание ребенок может выполнять в тихом месте, а не на кухне или в гостиной, если вы не уверены в том, что ребенок не будет отвлекаться.

7.    Предлагаем использовать для работы стол с наклонной подставкой для письма и чтения. Вместо обычного стула лучше использовать надувную подушку или другое сенсорное оборудование. Освещение должно быть достаточным.

8.    Вовремя выполнения домашнего задания (даже в тихом месте) предложите ребенку беруши или наушники, так как даже таких тихих (с нашей точки зрения) звуков, как звук работающего вентилятора или шум улицы, может быть вполне достаточно, чтобы нарушить сенсорную обработку информации у ребенка, испытывающего трудности восприятия информации на слух.

9.    Попробуйте также использовать вертикальную поверхность для любых письменных домашних заданий, например мольберт, флипчарт или даже бумажную ленту на плоскойповерхности стены.

10.    Вы можете также поощрять использование доски или флипчарта для выполнения заданийпо математике и др.

11.    Используйте качели (гамак) для выполнения заданий на развитие памяти, при подготовке к тестированию и контрольным работам.

12.   Используйте фитбольный мяч, как стул вместо обычного стула

13.   Еще одним способом может быть выполнение заданий, лежа на животе и опираясь налокти, особенно во время чтения.

14.   Никогда не позволяйте приступать к выполнению домашнего задания с работающим (в фоновом режиме) телевизором.

15.    Также при выполнении домашнего задания могут быть использованы такие приспособления,как утяжеленная накидка (на колени или плечи) и вибрационная подушка.

16.    И конечно же, не стоит забывать об использовании фиджетов (fidget)*!

* «Фиджеты – это полезные инструменты, и они отличаются от игрушек. Инструмент – это то, что помогает сосредоточиться, а игрушка – это то,что отвлекает как самого человека, так и тех, кто его окружает», — ХлоиРотчайлд.

 Предметы, которые могут стать фиджетами:

1466253_673801482664106_561641406_n

Пластилин и схожие веществамогут быть отличными фиджетами, включая «жвачку для рук», детский пластилин, искусственную глину и так далее.

Другими отличными фиджетами могут стать различные игрушки, включая «лизунов», «капитошек», игрушки с мягкими«колючками», тянущиеся игрушки, «стрессовые» шарики, резиновые игрушки, гелевые шарики и множество других.

Фиджетами могут быть и самые обычные предметы, включая резинки для волос, резиновые браслеты, канцелярские резинки,подвижные брелки, канцелярские скрепки, одноразовые ершики для чистки и многое другое!

(по материалам сайта http://asensorylife.com/ )

Диагностический опросник «Нарушение обработки сенсорных сигналов»

http://www.childneurologyinfo.com/sensory-text-general2.php

Как обставить сенсорную комнату дома

 http://www.childneurologyinfo.com/sensory-text-article9.php

Где приобрести сенсорное оборудование

http://nannyowl.ru/

Сенсорная терапия в Томске

см. Центры

Сегодня уже ясно, что правильная сенсорная интеграция-это еще и регулярная физическая нагрузка. Не секрет, что достаточно трудно привлечь ребенка с РАС к занятиям физкультурой. Между тем, такие занятия приводят мышцы в тонус, улучшают координацию движений, снимают лишнее напряжение. Можно заниматься ЛФК, плаванием, восточными единоборствами, методиками Семейной Мягкой Школы (https://vk.com/softschool_tomsk), не забывать про теорию построения движений Н.А.Бернштейна (http://www.maximova.org/metodsotvorenie/), нейропсихологическими упражнениями (https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/785142/).

В итоге, развивая крупную моторику, вы разовьете и мелкую. Все в человеческом организме взаимосвязано, а в условиях пластичности детского головного мозга комплексное воздействие очень поможет вашему ребенку.