Навыки самообслуживания

Владение бытовыми навыками влияет на трудоустройство и удовлетворенность жизнью больше, чем симптомы аутизма, речь или уровень интеллекта.

Исследование, в котором группу детей с аутизмом наблюдали до средних лет, выявило, что основной фактор, позволяющий предсказать успех во взрослой жизни — это уровень навыков самообслуживания, включая способность мыться, одеваться, делать уборку и готовить еду.

Согласно анализу исследователей, в отношении удовлетворенности жизнью и трудовой занятости роль подобных навыков была больше, чем у интеллектуальных способностей, уровня развития речи или тяжести симптомов аутизма. Результаты исследования были представлены на Международной встрече по исследованиям аутизма (IMFAR).

«Разумеется, взрослая жизнь с аутизмом во многом зависит от тяжести симптомов, речевых способностей и интеллектуального функционирования, — отмечает Лора Клингер из Университета Северной Каролины, одна из главных авторов исследования, — Но фактором, который в наибольшей степени позволял предсказать успешное трудоустройство во взрослом возрасте, были базовые бытовые навыки. А трудовая занятость, в свою очередь, в значительной степени определяет качество жизни взрослого».

Доктор Клингер считает полученные результаты «весьма обнадеживающими». «Мы не всегда можем изменить уровень интеллекта или тяжесть симптомов, — поясняет она. — Но мы точно можем обучать бытовым навыкам».

В рамках исследования ученые наблюдали за 149 людьми, у которых был диагностирован аутизм в период от 1970 до 1999 года. С помощью опросов членов семьи и самостоятельных оценок ученые учитывали независимость, занятость, психическое здоровье и качество жизни в целом.

У большинства этих людей в детстве был диагностирован низкий уровень интеллекта, соответствующий умственной отсталости. Во взрослом возрасте у большинства сохранились проблемы с разговорными навыками. Примерно 40% участников были трудоустроены, хотя только 12% из них живут полностью самостоятельно.

Доктор Клингер отмечает, что в исследовании была подгруппа участников, у которых в детстве был низкий уровень повседневных или «адаптивных» навыков, но при этом их симптомы аутизма были относительно легкими, а уровень интеллекта был нормальным или высоким. Последующее исследование показало, что во взрослом возрасте они трудоустраивались, но были неспособны сохранить рабочее место.

«Эта та группа, на судьбу которой мы можем повлиять в наибольшей степени, если мы будем целенаправленно обучать их навыкам самообслуживания», — считает Клингер. В идеале такое обучение должно начинаться с раннего возраста. Однако обучение взрослых людей навыкам самообслуживания может быть не менее эффективным.

«Эти результаты должны заставить нас задуматься, — говорит доктор Клингер. — В программах помощи детям с аутизмом самообслуживанию уделяется гораздо меньше внимания, чем, например, социальным и речевым навыкам».

Навыки самообслуживания. Полезные ссылки:

1. Каким навыкам нужно обучать человека с аутизмом для независимой жизни?
http://outfund.ru/kakim-navykam-nuzhno-obuchat-cheloveka-s…/

2. Книга. Брюс Л. Бейкер и Алан Дж. Брайтман «Путь к независимости» Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам: http://www.autism.ru/read.asp?id=132&vol=0

3. Пособие «Вместе к самостоятельной жизни»
Пособие https://vk.com/doc350815519_452638046…
Пиктограммы к пособию: https://yadi.sk/d/8gt-YB6ieWukn

4. «Когда моему сыну исполнилось 9 лет, я пришла к отрезвляющему заключению. Я поняла, из-за его аутизма, сенсорных расстройств и общей задержки мы должны сосредоточиться на жизненных навыках, или он будет продолжать отставать все больше и больше» Список важных бытовых навыков:
https://www.facebook.com/groups/corhelp/permalink/1030010130444301/

5. «Самообслуживание – это способность делать действия самостоятельно, умение совершать действия по уходу за собой, обеспечивая себя всем необходимым.
Бытовые навыки особая проблема для детей с аутичными чертами, у них не сформировано желание я сам, слабая имитация, много страхов и сомнений в себе. Будем с этим справляться!» Подробнее:
https://www.facebook.com/groups/corhelp/permalink/811776238934359/

6. Нарушения исполнительных функций при аутизме: что это такое и что с этим делать?
http://outfund.ru/narusheniya-ispolnitelnyx-funkcij-pri-au…/

7. Детям с аутизмом полезно научиться использовать списки
http://outfund.ru/detyam-s-autizmom-polezno-nauchitsya-isp…/

8. Визуализация. Список покупок можно заламинировать и ребенок в магазине сможет отмечать покупки:
https://www.facebook.com/groups/autismparentsandpro/permalink/725871680949983/

9. Формирование бытовых навыков аутичного ребёнка: «В комнате ребёнка должен быть установлен и поддерживаться определённый порядок. Все предметы и игрушки должны иметь своё место. Вещи в шкафу также должны быть разложены в определённом порядке – так легче приучить ребёнка к самостоятельности». Подробнее: http://www.krc22.ru/…/50-most-v-oblaka-formirovanie-bytovyk…

10. Бытовые навыки, жизненно необходимые в школе:
https://www.facebook.com/groups/corhelp/permalink/702080326570618/

11. Социальные истории на темы: «Уход за собой», Когда я болен», «В душ самостоятельно»
http://specialtranslations.ru/social-story-2/

12. Здоровье и взросление людей с аутизмом
http://specialtranslations.ru/autism-health-transition/

13. Жизненные навыки для успешного трудоустройства при аутизме
http://outfund.ru/zhiznennye-navyki-dlya-uspeshnogo-trudou…/

14. Как научить ребенка с аутизмом понятию личного пространства? Метод, который помогает детям и подросткам с аутизмом узнать о личном пространстве и безопасности:
http://outfund.ru/kak-nauchit-rebenka-s-autizmom-ponyatiyu…/

Дополнительные ссылки:

1. Как сводить ребенка с аутизмом в магазин за покупками?
http://outfund.ru/kak-svodit-rebenka-s-autizmom-v-magazin-…/

2. Как облегчить посещение парикмахерской для человека с аутизмом?
http://outfund.ru/autizm-strijka-parikmaxerskaya/

3. Пять способов привлечь особого ребенка к приготовлению еды
http://specialtranslations.ru/5-ways-to-get-your-child-wit…/

4. Ребенок с аутизмом перестал пользоваться столовыми приборами
Рекомендации психолога родителям в случае утраты бытового навыка
http://outfund.ru/rebenok-s-autizmom-perestal-polzovatsya-…/

5. Жизненно-важные навыки. Учим наших близких всему, что нужно знать о деньгах. 2 текста:
http://specialtranslations.ru/essential-skills-teaching-yo…/
http://specialtranslations.ru/money/

Источник http://outfund.ru/

Группа «Ты Сможешь!» Facebook Ольга Вастьянова