Прикладной Анализ Поведения

В последнее время все больше родителей аутичных детей обращаются к ПАП (АВА-терапии)-прикладному анализу поведения (Applied behavior analysis ) . Именно этот метод зарекомендовал себя как эффективный и научно доказанный при коррекции поведения и обучения детей с аутизмом.  В англоязычном мире ПАП считается золотым стандартом коррекции аутистов, у нас же приходится преодолевать совершенно ошибочную точку зрения на эту терапию как на вид дрессуры. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. Очень непросто, во многом стараниями родителей-активистов, пробивает себе дорогу ПАП в России. Среди всех методов коррекции аутизма самое большое количество научных исследований, опубликованных в рецензируемых журналах, поддерживает именно эффективность ПАП. Этот метод относится к доказательным практикам в отношении аутизма.

ПАП — Прикладной Анализ Поведения — это образ жизни. Поведение — это неотъемлемая врожденная особенность любого живого организма на Земле. Поведение — это все,  что мы делаем: разговариваем, мыслим, помним, кушаем, спим, едем в автобусе, моргаем, стрижем ногти, улыбаемся, и так далее. Любое движение, которое отличает нас от «мертвого организма», является поведением. За поведением мы можем наблюдать, и можем его изменять.

ПАП — Прикладной Анализ Поведения — это научный метод обучения, основанный на психологических теориях о поведении живых организмов и многих научных исследованиях в этой области. Теоретически можно научить живой организм любому поведению или отучить от него, и в действительности можно это сделать, но…….это очень и очень не просто. Поведение человека зависит от многих факторов, как внутренних (биология, наследственность), так и внешних (окружающая среда), и для того чтобы изменить поведение человека, нужно вычислить эти факторы, и некоторые из них научиться контролировать.

ПАП — Прикладной Анализ Поведения — это метод лечения/интервенции, который помогает улучшить уровень жизни. Принято связывать ПАП с лечением детей с Аутизмом, и,действительно,  этот метод работы с аутичными детьми широко распространен по всему миру, но с помощью ПАП можно помогать и обычным людям, желающим избавиться от вредных привычек или приобрести определенные навыки, или улучшить отношения с другими людьми (например,  с супругом/супругой), можно помочь спортсменам улучшить личные достижения, можно помочь бизнесменам, улучшив качество работы их работников, можно помочь студентам, научив их овладевать большими знаниями за меньшее время, можно помочь освободившимся заключенным вернуться в общество, и еще многим и многим людям можно помочь.

ПАП является интенсивной структуральной учебной программой. Учебный материал разбит на простейшие элементы. Эти элементы обучаются посредством повторяющихся упражнений. Правильные ответы или реакции усиливаются с помощью многочисленных поощрений. Ошибки в основном игнорируются, и в то же время дается подсказка для правильного ответа, который, в свою очередь поощряется подходящим видом поощрения.
Интенсивное вмешательство требует как минимум 20 часов в неделю, а желательно до 40 часов, для того, что бы привести к значительным улучшениям. Многие испуганно думать, каково это работать 40 часов в неделю маленькому ребенку да еще и с особенностями в развитии?  А в эти 40 часов обучения входят и наблюдение за поведением, и обучение навыкам гигиены, самообслуживания и самопомощи, развитие навыков игровой деятельности, обучение коммуникации и академическим навыкам. Усадить любой ценой ребенка за стол – это не цель ПАП.

 С помощью ПАП-терапии как коррекционно-развивающей методики можно решать многие задачи:

1. формировать новое поведение, то есть, учить ребенка тому, что он пока не умеет делать;

2. можно увеличить частоту поведения. Например, если ребенок обращается с просьбой, но очень редко или говорит «мама» (только один раз в неделю), можно работать над увеличением частоты такого поведения;

3. снижать частоту поведения. Например, ребенок, который научился пользоваться горшком, может проситься на горшок очень часто, в надежде получить поощрение. В таком случае можно работать над снижением частоты поведения, чтобы оно происходило реже, но, тем не менее, оставалось в репертуаре ребенка;

4. можно работать над тем, чтобы проблематичное, нежелательное или опасное поведение угасло;

5. решать другие задачи, связанные с изменением поведения или его характеристик (частоты, силы, продолжительности).

Работа в ПАП проводится по программе, которая строится индивидуально для каждого ребенка и является краткосрочной. То есть, программа не содержит целей, для достижения которых потребуются месяцы и годы, а описывает краткосрочные учебные цели, которые предположительно находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Для определения учебных целей используется тестирование уровня первоначальных навыков.

Так как цели программы являются краткосрочными, в программе обычно указываются критерии успеха – то есть такие показатели, которые позволят нам считать цель достигнутой – и систему сбора данных. Сбор и анализ данных о продвижении ребенка – одна из характерных черт работы в рамках ПАП. На основании данных о продвижении вносятся коррективы в учебную программу, выбираются новые цели. Если цели за определенный период времени не достигнуты, следует принять решение о замене метода обучения, замене используемой системы подсказок или о предварительном обучении необходимым «поднавыкам», которых, возможно, не хватает для формирования целевого навыка. Такое построение процесса делает обучение динамичным, эффективным, «ребенкоориентированным» и дает педагогу понимание того, к чему в каждый момент он должен стремиться и что позволит считать цель достигнутой.

ПАП-программа может реализовываться в разных местах и в разном формате: дома, в группе детского сада, в кружке или на детской площадке. Занятие может проводиться один на один с педагогом, в паре с другим ребенком, в микрогруппе (2-3 ребенка), малой группе (5-6 детей) и в составе полной группы детского сада или школьного класса.

Необходимые условия успеха – постоянный мониторинг прогресса, выполнение рекомендаций старшего специалиста, сопровождающего программу, единство требований всех участников коррекционного процесса (не забудьте согласовать планируемые изменения с бабушками и дедушками, а также с доверенной няней, если она есть у ребенка). Многие мамы и папы говорят о том, что ПАП — это не столько занятия, сколько образ жизни и от того, насколько семья ребенка готова принять участие к работе, зависит успех маленького человека в продвижении к учебным целям, главные из которых – самостоятельная взрослая жизнь, общение, творчество.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПАП в ТОМСКЕ

1. Существует несколько дистанционных курсов по ПАП-терапии для родителей и специалистов. Это курсы Юлии Эрц  , Ольги Шаповаловой  ,  трехгодичное обучение в Московском институте психоанализа (МИП)  , а также обучение в Центре прикладного анализа поведения при Новосибирском государственном университете (НГУ)

Например, на курсах Юлии Эрц длительность первого(основного)  блока ПАП составляет два месяца, стоимость 180 долларов. Первого блока почти достаточно для того, чтобы работать со своим ребенком, найти супервизора, организовать окружающую среду. Вы можете обучиться сами, либо обучить няню (в будущем-тьютора), либо обучить всех членов семьи. Очень многие родители в Томске уже обучились и очень активно применяют Прикладной поведенческий анализ для коррекции поведения своего ребенка, а также применяют его в очень многих областях жизни.

2. В Томске есть несколько центров, которые могут помочь начать работу с ваши ребенком, протестируют его, составят программу, помогут связаться с супервизором.

3. Смотрите также наши материалы в метках АВА

 

Использованы материалы с сайтов:

http://ruaba.info/

http://autism-aba.blogspot.ru/

http://outfund.ru/

Рекомендуемые книги для чтения на русском языке (см. Литература)