Первый раз — в первый класс!

Вот и закончились первые две недели нового учебного года. Пожалуй, самые сложные для всех: и родителей, и педагогов, и, конечно же, самих первоклашек. Новые впечатления, новые эмоции, новые лица, новый распорядок дня – можно бесконечно перечислять. Изменилось все вокруг и, кажется, сами детки всего за несколько дней стали взрослее, самостоятельнее. А как иначе: теперь они не просто ребятишки, они ШКОЛЬНИКИ! И все вокруг настоящее: и школьная форма, и ранец, и… даже галстук появился в гардеробе! В общем все как у всех, и кто-то может сказать: а что здесь особенного?… А особенное то, что герои этой статьи не совсем обычные ребята,  для которых возможность ходить в общеобразовательную школу наравне со всеми уникальна во всех отношениях!

И для них случилось чудо —
Долгожданный день настал
За спиной мальчишек ранец,
В ранце – книжка и пенал…

   

Именно им выпал шанс стать участниками уникального для Томска проекта по включению детей с РАС в общеобразовательные классы. И вот уже целые две недели каждое утро мальчишки спешат в школу с ранцами за спиной.

Любящие родители везут своих деток со всех концов города: это еще одна трудность, с которой приходиться сталкиваться деткам с особенностями – «нужная» школа рядом с домом или хотя бы в районе проживания — это редкое исключение и заветная мечта каждого родителя особенного ребенка. Очень хочется надеяться, что в ближайшем будущем ресурсные классы появятся в каждом районе Томска.

«РАЗНЫЕ ДЕТИ – РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ». Под таким девизом стартовал проект весной этого года. http://autizm-aura.ru/?p=3891

Сколько сил было вложено, сколько работы было проделано, сколько эмоций пережито – сложно передать словами. Не устанем говорить спасибо всем, кто нашел в себе силы «сдвинуть горы», кто поддержал идею и поверил в наших детей, тем, кто подарил надежду родителям будущих особенных школьников. Все-таки любящие родители, объединенные единой целью  – это огромная сила! Вот и Ассоциация родителей детей с аутизмом «АУРА» смогла сделать почти невозможное.

Победа ТРОО «АРДА «АУРА» в апреле этого года в конкурсе социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпромнефть» сделала возможным приобретение всего специального оборудования и мебели для организации ресурсной зоны, ученических мест для работы с тьюторами, зоны сенсорной разгрузки, рабочего места учителя.

Пока детки отдыхали, родители вели активную подготовительную работу. Лето было насыщено событиями: в классах сделан ремонт, за счет средств гранта закуплено необходимое оборудование и учебные материалы, педагоги и тьюторы прошли специальное обучение.

22-23-24 августа, на базе Центра сопровождения семьи «Школа развития «Умничка» проходил базовый практический тренинг «Формирование учебного поведения у детей с РАС, эффективные техники и приемы работы с детьми».

Это действительно уникальное событие для нашего города: обучение проходили все участники образовательного процесса, в том числе 4 учителя начальных классов, учителя музыки и физкультуры, коррекционные педагоги и тьюторы будущих первоклашек средней общеобразовательной школы № 34 г. Томска.

Именно эта школа, благодаря инициативе Ассоциации родителей детей с аутизмом «АУРА», директора школы №34 Антипина Владимира Константиновича и педагогического коллектива, при поддержке со стороны исполнительных органов власти в сфере образования г. Томска, стала площадкой для реализации нового для области инклюзивного проекта по включению детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательные классы.

Хочется отметить, что специалисты центра «Умничка» постоянно повышают свою квалификацию и находятся в курсе всех самых новейших методов и приемов из мировой практики. В частности, на прошедшем тренинге впервые в Томске будущим педагогам был представлен новый метод формирования совместного внимания. Уверены, что полученные знания значительно облегчат процесс адаптации детей в школе и сделают обучение максимально эффективным.

Так как это абсолютно новый проект, у всех участников процесса возникала масса вопросов. Приятно было видеть, как недоверие к происходящему и непонимание у действующих педагогов общеобразовательных классов на начальном этапе, после практической части работы с детками, сменилось явным интересом. Педагоги активно включились в работу, задавали вопросы. Сертификаты все получали с улыбками на лицах.

Конечно, еще многое предстоит сделать, многому научиться и подобные тренинги должны стать регулярными для поддержания необходимого уровня знаний по работе с детьми с РАС. Но вывод однозначный: при грамотном подходе и слаженной работе всех заинтересованных сторон у нас обязательно все сложится! А полученные педагогами знания – это бесценные инвестиции и вклад в будущее не только тех ребят, которые сядут за парты в сентябре 2018 года. Это работа на перспективу и для подрастающей ребятни. Очень надеемся, что дальнейшие победы в грантовых конкурсах и поддержка со стороны органов власти города и региона в следующем году позволят распахнуть для ребят с РАС и двери других школ.

В августе было проведено сразу три очень значимых для родителей детей с аутизмом г. Томска мероприятия. 28 августа состоялась пресс-конференция, посвященная новому инклюзивному проекту по включению детей с РАС в общеобразовательные классы школы № 34 г.Томска. Главной задачей было донести до широкой общественности цель, уникальность и необходимость такой работы. В пресс-конференции приняли участие представители всех заинтересованных структур: департамента образования г.Томска, администрации школы и «АРДА «АУРА». Во всех СМИ каждый из вас мог видеть статьи и видеорепортажи об открытии ресурсного класса.

https://www.riatomsk.ru/article/20180828/deti-s-autizmom-budut-obuchatjsya-v-shkole-34-tomska-po-novoj-metodike/

http://www.tomsk-time.ru/news/44425/

https://news.vtomske.ru/news/156718-klass-s-individualnym-podhodom-dlya-detei-s-autizmom-otkroetsya-v-tomskoi-shkole

29 августа состоялись еще два не менее значимых события: собрание со всем педагогическим коллективом школы № 34 и общеродительское собрание будущих первоклассников. Участники проекта от родительской ассоциации АУРА очень волновались: от того, как будет изначально воспринята информация (прежде всего родителями нормотипичных сверстников) о включении детей с ментальными нарушениями в общие классы, во многом зависит успешность дальнейшего прохождения процесса инклюзии. С целью поддержки проекта и обоснования его важности на собраниях, кроме основных участников, с докладами выступали приглашенные лица: директор МБУ «Психолого-медико-педагогическая комиссия г.Томска» Артюшенко Н.П., руководитель Службы ранней помощи МАОУ «Томский хобби-центр» Рынкова Е.В. Для многих присутствующих это была новая информация. Родители и педагоги задавали волнующие их вопросы. В итоге все получили необходимые разъяснения. Общие собрания закончились, и родители разошлись по кабинетам продолжать обсуждения организационных вопросов уже непосредственно с учителями начальных классов. 1А, 1Б, 1В, 1Г – родители деток с РАС также разошлись по кабинетам и заняли свои места наравне со всеми. Это первое ощущение непередаваемо: приятно осознавать, что ты не изолирован от всех, тебя не выделяют, не сторонятся… Никаких лишних вопросов, эмоций – мы вместе! Домой все шли с чувством полного удовлетворения. Еще один важный этап преодолели. Это означает, что информацию донесли правильно, нас поняли и приняли.

 

И здесь просто необходимо сказать отдельные слова благодарности от всего родительского сообщества председателю Ассоциации родителей детей с аутизмом «АУРА» Ирине Гришаевой и члену правления Ассоциации Анастасии Татарчук: на всех прошедших мероприятиях (и не только) именно они представляли инклюзивный проект. Развернутые доклады на совещаниях, конференциях, общение с прессой, представителями власти, администрацией школы – эти замечательные и любящие мамочки, готовые двигать недвижимое ради своих деток, принимали участие абсолютно во всех значимых мероприятиях! Именно они сделали нереальное реальным.Количество значимых благодарностей и грамот в коллекции Ассоциации стабильно растет. Уважаем и поддерживаем!

Конечно, чтобы детки с РАС также комфортно, свободно чувствовали себя и развивались в среде сверстников, еще очень многое предстоит сделать.

Благодаря победе ТРОО «АРДА «АУРА» в конкурсе Президентских грантов стало возможным проведение тестирования каждого из детей, вовлеченных в проект, для каждого ребенка в сентябре будет написана индивидуальная программа. В проекте участвует семь тьюторов, по количеству детей с аутизмом, оплата услуг четырех из них осуществляется с сентября с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского сообщества, предоставленного Фондом Президентских грантов.

Текст: Наталья Попова

ПОМОЧЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО ПРОЕКТА

ОТЧЁТ О РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ

 

Читайте также: