Отсутствие системы раннего выявления и сопровождения расстройств аутистического спектра

24 апреля 2018 года Законодательная Дума Томской области рассмотрела доклад Уполномоченного по правам ребенка в Томской области Эфтимович Людмилы Евгеньевны «О соблюдении прав и законных интересов детей в Томской области в 2017 года».

В итоговом годовом докладе Людмила Евгеньевна обозначила очень  важную и актуальную проблему для всех семей имеющих детей с аутизмом – «Системы раннего выявления и сопровождения расстройств аутистического спектра».

Важно понимать, что любая специализированная помощь ребёнку должна начинаться только после правильно установленного диагноза. При различных нарушениях развития есть свои особенности, которые в каждом конкретном случае требуют индивидуального подхода к реабилитации. А если говорить об аутизме, то установить правильный диагноз именно в раннем возрасте до 3 лет – необходимая составляющая профессиональной помощи.

Обозначить эту проблему и сказать вслух о ней — это важный шаг для нашей системы здравоохранения и образования и Людмила Евгеньевна, несомненно, оказывает посильную помощь в этих вопросах.

Именно Уполномоченный по правам ребёнка призван обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребёнка.

 

« III. Проблемные вопросы реализации прав детей в Томской области.

3.2.  Отсутствие системы раннего выявления и сопровождения расстройств аутистического спектра

На сегодняшний день в России отсутствуют достоверные данные о количестве людей страдающих расстройством аутистического спектра, в связи с чем, можно сделать вывод о том, что процент несовершеннолетних имеющих данное заболевание гораздо больше, чем по примерным подсчетам некоторых специалистов.

По мнению главного внештатного специалиста – детского невролога Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Петрухина А.С.), аутизм входит в четверку самых распространенных заболеваний детского возраста в нашей стране, уступая лишь сахарному диабету, бронхиальной астме и эпилепсии.

Отчасти, причины, по которым нет объективных данных о количественных показателях, кроются в дефиците специалистов, способных поставить правильный 84 диагноз, считающих происходящее с ребенком «странностями характера», нежелании родителей вешать ярлык на своего ребенка, опасаясь за последующие ограничения, а также до сих пор существующее неадекватное отношение к расстройствам нервной системы.

По имеющимся данным у Министерства здравоохранения и социального раз- вития РФ в России в 2016г. число детей, зарегистрированных с диагнозом «аутизм» в возрасте до 18 лет, существенно выросло по сравнению с 2015 г. Так, в 2015 г. было зарегистрировано 17,7 тысяч случаев, а в 2016 г. – уже более 22 тысяч.

Как правило, аутизм диагностируется не ранее трехлетнего возраста. Вместе с тем, результаты современных исследований показывают, что раннее диагностирование данного заболевания у малышей в возрасте до двух лет позволяет начать семье ребенка эффективную программу помощи, позволяющую добиться преодоления многих проблем и трудностей, которые могут возникнуть в будущем у несовершеннолетнего. В результате раннего вмешательства отмечаются сокращения аутистической симптоматики и улучшение развития.

Необходимо понимать, что только системная работа, состоящая из: адекватной ранней диагностики, подготовленных психологов, неврологов, поведенческих аналитиков и коррекционных педагогов, ясного индивидуального медицинского и образовательного маршрута и многоаспектной социальной поддержки семьи позволит добиться максимальной адаптации.

В условиях своевременного начала коррекции (установленного клинического диагноза, раннего введения фармакотерапии, психокоррекционной работы) большинство аутичных детей могут обучаться в общеобразовательной школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний, искусства и, наоборот, при отсутствии своевременной диагностики и адекватной психологической коррекции значительная часть таких детей становится необучаемыми и неадаптированными к жизни в обществе.

Необходимость проведения работы по раннему выявлению была отображена в мероприятиях посвященных Десятилетию детства, в связи с чем, в целях уменьшения количества «необучаемых», «неконтактных» детей, зачастую непринимаемых «квалифицированными» специалистами и обществом, Уполномоченный считает нужным предпринять совместные действия по усилению ран- ней коррекционной работы с несовершеннолетними: сформировать систему, включающую механизмы по раннему выявлению, структурировать работу по сглаживанию проявлений заболевания, повысить информированность родительского сообщества о признаках аутизма. При этом обратить особое внимание на то, что почти более половины детей с данными расстройствами проживают на территориях, где имеется недостаток соответствующих специалистов, либо они вовсе отсутствуют, в то время как Министерством здравоохранения Российской Федерации 85 в федеральных округах назначены главные внештатные специалисты, на которых возложена организационная и координационная деятельность, необходимая для своевременной и качественной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.»

http://todeti.tomsk.ru/

 

Читайте также: