Занятия физкультурой для детей с РАС: особенности грамотного построения

  • DSC09610

В феврале члены «Ауры» имели неоценимую возможность побывать на семинаре по адаптивной физкультуре для детей с РАС в новосибирском АВА-центре «Мозаика».   Ведущим семинара был Дэвид Геслак-всемирно известный тренер, физиолог, директор спортивного центра «Excercise Connection» для молодых людей с нарушениями развития в Чикаго, штат Иллинойс. Огромное количество столь неоценимой информации он обобщил и изложил в удобной и доступной форме.

Дэвид не меняет индивидуальную структуру занятий с детьми никогда, но меняет ее наполнение. Первым и обязательным является ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА, не сомневаюсь, что все вы понимаете важность этого навыка. Ребенок сможет в дальнейшем показать, где болит, легче сможет выполнять инструкции, в которых требуется использование частей тела, даже логомассаж и гимнастика поддадутся вам легче.

Во-вторых, проводится РАЗМИНКА и упражнения на осанку, далее – на МОТОРНУЮ КООРДИНАЦИЮ. Самое простое в данном направлении – это ловить мяч разного размера, летящий рядом с правой и левой половиной тела, стоя на полу или сидя на фитболе. Конечно же, в-четвертых, используются упражнения на УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ, здоровый и крепкий мышечный корсет – это здоровье всех суставов, внутренних органов, большая выносливость. Упражнения выполняются правой и левой стороной тела, а также перекрестно, поступенчато вводятся и, в дальнейшем, усложняются.

Выполнение упражнений начинается с социальной истории, простой и понятной, от первого лица, в настоящем времени и, обязательно с картинками. В работе Дэвид всегда использует протокол «сначала-потом», визуальное расписание, визуальные подсказки, видеомоделирование и выполнение по примеру (сделай как я). Карточки ПЕКС являются неотъемлемой частью работы с невербальными детьми, все его инструкции короткие и четкие, в зале нет раздражителей в виде зеркал и яркого света. Дэйв считает крайне необходимым закреплять инициативность и самостоятельность учеников, поэтому вид выполняемого упражнения они выбирают сами, как и последовательность, и количество повторений. Цель Дэвида – сделать выполнение упражнений мотивационной деятельностью, то есть тем, что ребенок хочет делать безо всяких поощрений.

Команда тренеров и педагогов центра  постоянно наблюдают за детьми. На семинаре Дэвид поделился результатами одного такого исследования:  «Выполнение упражнений в течение 10 минут позволяют на 60 минут снизить эпизоды вокализаций и стереотипий».
Далее он пояснил, что упражнения выполняются в НИЗКОМ темпе! И это важно. Добиться правильного выполнения — это безусловно плюс. Но добиться медленного выполнения можно только благодаря работе с САМОКОНТРОЛЕМ. Что и происходит в случае с вокализациями. Стараясь себя контролировать, дети учатся социально приемлемому поведению.

Родители, пришедшие к пониманию необходимости АВА или Прикладного Анализа Поведения в работе со своим ребенком, сейчас прочитали много знакомого, а главное – важного в повседневной жизни, ведь все мы можем включить адаптивную физкультуру в ежедневное расписание ребенка. Выполняя упражнения, помним о принципах АВА. Ребенок должен быть УСПЕШЕН! Даже спокойное сотрудничество с вами — это уже результат. О работе с поощрениями тоже не стоит забывать.

Индивидуальный комплекс упражнений вы можете составить из таких дисциплин, как ЛФК, йога, Семейная Мягкая Школа, сенсорная интеграция, нейродинамика.

Чтобы не быть голословной, напишу о сегодняшнем утреннем эпизоде зарядки, которую мы выполняли вместе с сыном.

Ребенок у меня очень подвижный, прыгучий, постоянно куда-то летящий сломя голову. При всем при этом, выполняя со мной разминку, ОН НЕ МОГ дифференцировать движение головы от движения всего тела, движение кисти от движения всей руки, движение стопы от движения всей ноги, у него проблема с растяжкой, гибкостью, движения грубые, неловкие. Части тела в свои 6,5 лет он знает только основные. Такие как «ЛОКТИ, КОЛЕНИ и так далее» дается ему пока с помощью визуальных подсказок. 3 раза в неделю мы занимаемся в центре с АВА-терапистом, логопедом и психологом. После полученных знаний о системном подходе в адаптивной физкультуре, я увидела реальную необходимость включения и этого пункта в план занятий сына. Ведь развив крупную моторику, восстановив пробел в этой части нейронных связей, абсолютно точно будет результат в работе с высшими функциями мозга.

У Дэвида на канале youtube очень много бесплатных видео, где мы можем видеть его подопечных. И глядя на них, понимаем, что мы очень хотим такого будущего и для своих детей, такого уверенного управления телом, формирования мысли, и, конечно же, более высокого уровня жизни и самостоятельности.

Текст Панова Светлана

Читайте также: