Ключевые элементы создания обучающего пространства для детей с аутизмом

Наша организация уже более пяти лет пытается внедрять в Томске Прикладной анализ поведения (ПАП, АВА-терапия).  В первые годы мы встречали активное неприятие со стороны педагогического сообщества. Многие называли ПАП «дрессурой», открыто заявляли, что не приемлют подобные методы. Между тем, АУРА из маленькой неприметной группы превратилась в мощную организацию, объединяющую больше 80 человек. Всего в Томске детей с РАС более двухсот. Кроме того, аутичные черты присутствуют у детей с нарушением слуха, речи, зрения, ДЦП, задержкой развития, которые часто также демонстрируют нежелательное поведение и отказ от сотрудничества со взрослыми. Квалифицированная педагогическая помощь требуется все большему количеству детей. Все больше педагогов, посетивших наши лекции и семинары, соглашаются, что использование методик прикладного анализа поведения очень помогает им не только в работе с «особенными» детьми, но и с обычными нейротипичными.

Прикладной анализ поведения (ПАП) — это научная дисциплина, которая изучает поведение и использует ряд базовых принципов для изменения поведения в лучшую, социально приемлемую сторону; «золотой стандарт» в коррекции РАС.  На сегодняшний день это и самая гуманная методика — детей не удерживают на занятиях силой, не отгораживают телом взрослого, не придвигают вплотную к столу или стене. Слово «холдинг» среди поведенческих аналитиков и терапистов вызывает абсолютное неприятие. Ребенок сам хочет заниматься, ему нравится это делать, педагог становится для него интересным, он может взаимодействовать со сверстниками, выполнять домашние обязанности, посещать учебное заведение. Это далеко не самые последние цели, которые можно достигнуть, применяя ПАП.

В этой статье мы рассмотрим ключевые элементы создания обучающего пространства для вашего ребенка.

  1. Узнав о том, что у вашего ребенка аутизм, РАС, аутичные черты, аутичный спектр, не занимайтесь только обследованиями или лечением, а как можно скорее найдите специалиста, который ведет работу с помощью ПАП. Может быть, вам подойдет вариант приходящего к вам домой педагога, ведь это сэкономит время и силы, затрачиваемые на проезд.  Затем вам необходимо сформировать запрос на коррекцию; если вы затрудняетесь, что это, как его создать — поговорите с педагогами. Не бегайте от одного к другому развивающему центру или педагогу, но и не терпите, если ребенка удерживают насильно или оскорбляют.  Если вас категорически не пускают на занятия — это тоже повод для беспокойства, также, как и отсутствие входящего анкетирования/тестирования.  Хороший педагог даст вам заполнить анкету, которую потом проработает вместе с вами, выведет наиболее актуальные проблемы и даст рекомендации. Очень важно внимательно отнестись к этому этапу, потому что никто, кроме вас не знает, как ведет себя ребенок в общественных местах, дома, как он кушает, есть ли проблемы с туалетом, с едой, со сном, существует ли нежелательное поведение.
  2. В этот момент не надо думать, что, отдав ребенка педагогу, вы сделали все, и можно расслабиться. На этом ваша роль в коррекции не закончилась, потому что тогда ваш ребенок будет вести себя отлично на занятиях, а в остальное время все останется по-старому. Вы — главное действующее лицо! Ребенок больше всего нужен именно вам, вы его любите, знаете и живете с ним рядом. Именно вам необходимо, чтобы эта жизнь была комфортна! И именно вы способны сделать эту жизнь комфортной и для остальных членов вашей семьи. Для начала, вам необходимо будет заполнять листы наблюдений за поведением. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, а принесет огромные результаты: вы постепенно поймете, что вы делали не так, в какие моменты нежелательное поведение происходит, к чему оно приводит. Кроме того, наблюдая за поведением столь пристально, вы будете оказывать вашему ребенку дополнительное внимание, и, весьма вероятно, некоторые виды поведения уйдут именно из-за этого. Поэтому призываем вас включиться в работу,  двигаться вместе согласно рекомендациям педагогов.
  3. Постарайтесь договориться между всеми членами семьи о том, что отныне все действуют сообща по одним правилам. Особенно это касается старшего поколения, то есть бабушек и дедушек. Скорей всего, в первое время, у них будет разрываться сердце, глядя на возмущающегося внука. Зато потом они обязательно увидят, что ребенок становится спокойнее, ваши усилия принесли свои плоды, и сами будут придерживаться установленных правил.
  4. С этого момента обучающим пространством станет все вокруг, потому что каждый момент времени нужно использовать: это общественный транспорт, улица, магазины, детские игровые комнаты, больницы, ну и вся ваша квартира — вы будете обучать ребенка в ванне, в туалете, на кухне, в комнатах, в прихожей.
  5. Необходимо с самого начала установить руководящий контроль взрослого: отныне только взрослый решает, будет ребенок чему-то учиться или будет лежать на полу, будет он просить желаемое словами или криком, получит он что-то вкусненькое или сначала выполнит ваши требования.
  6. Применение поощрений — один из ключевых моментов ПАП, поощрением может стать как что-то вкусное, так и обнимашки, щекотка, возможность делать что-то любимое (например, смотреть в окно, трясти руками, говорить любимые фразы), батут и прочие сенсорные материалы; поощрение должно быть мотивационным, то есть эффективным, соизмеримым с требуемым действием, уникальным; оно может предоставляться сразу-на первых этапах, либо может быть отсроченным-когда ребенок научится доверять вам. И самое главное-оно должно быть недоступным для ребенка вне обучающего пространства, иными словами, поощрение не может быть в свободном доступе, и ребенок сможет его получить, ТОЛЬКО выполнив какие-то требования, предъявляемые ему взрослым.
  7. Визуальная поддержка — необходимая часть коррекционной программы (визуальное расписание, социальные истории, правила, последовательности действий, условие «сначала — потом»). У большинства детей с аутизмом хорошо развито визуальное восприятие, в то время как им сложно воспринимать инструкции на слух.  В ванной можно разместить последовательность принятия душа, в туалете — как сходить правильно в туалет и не пропустить все звенья в цепочке, у раковины — как помыть руки и почистить зубы, у шкафа-как раздеваться и одеваться, у рабочего стола можно разместить расписание занятий, на стене-расписание всего дня, на кухне-как правильно кушать.  Купив цветной принтер, вы сильно облегчите жизнь себе, ведь визуальные материалы вы сможете готовить сами.
  8. Основным этапом программы является понимание способа коммуникации вашего ребенка. Как он общается? Может ли он произносить и использовать слова? А, может, он использует вашу руку как «подъемный кран» для доступа к желаемому? Или бьет себя для этого по голове, валяется на полу, а вы его понимаете, и сразу даете то, что он, по вашему мнению, хочет? А если вы не угадываете? Или вы так хорошо настроены на своего ребенка, что понимаете все с полуслова, полукрика, и с вами он милый и послушный, а как только идет в сад, то сразу начинается истерика? Его понимает кто-нибудь, кроме вас? А как вы ходите в магазин? А на детский праздник? Если он не хочет туда заходить и боится чего-то, как вам он об этом сообщает? Нежелательным поведением? Подумайте, если бы ваш ребенок имел нарушение слуха, вы бы дали ему возможность пользоваться жестовой речью? Безусловно. Поэтому, если ребенок с аутизмом не имеет возможности полноценно коммуницировать, его просто необходимо этому научить. Это может быть система альтернативной коммуникации при помощи ПЕКС, коммуникаторы на планшетах, простые жесты, письменная речь, печатание.
  9. Карточки ПЕКС-один из самых понятных способов коммуникации, который подходит для любой степени нарушения. Введение карточек, их выбор — ваша совместная задача с педагогом, в изготовлении вам поможет все тот же принтер, а использование-целиком на вас. Обучайте их применению, не понимайте ребенка без предъявления карточки, создавайте условия для обучения просьбе. Это система общения, понятная любому взрослому без предварительной подготовки (например, если ребенок подойдет к воспитателю в саду и подаст ему карточку с изображением стакана с водой, взрослый сразу поймет, что ребенок хочет пить).
  10. Использование коммуникаторов на планшетах, жестов, письменной речи и печатания требует некоторой подготовки. Некоторым детям больше подходит тот, или иной способ коммуникации. Не думайте, что использование альтернативной коммуникации может вызвать задержку разговорной речи. Этого никогда не произойдет в том случае, если ваш ребенок будет постоянно находиться в обществе, где используют речь.
  11. И последнее: некоторые родители или педагоги, услышав про систему ПАП, говорят: «Мой ребенок не будет собачкой Павлова!», либо: «Я никогда не буду применять эту систему в своей работе!», имея в виду, что применение основного принципа ПАП-мотивации-идет вразрез с их принципами воспитания и обучения. Но это очень глубокое заблуждение!  Никогда нельзя путать дрессировку (обучение ребёнка бесполезным навыкам) и тренировку (формирование полезного навыка посредством повторений). Люди всегда работают и учатся ради какой-то цели, для кого-то это материальное поощрение, а для кого-то-возможность получить признание и уважение.

По словам Светланы, мамы Даниила (ребенок, с которым работают в рамках ПАП), «ПАП работает везде и всегда, как бы ни спорили упрямо педагоги, бабушки , папы и врачи. У всех и всегда есть желание чего-либо, а значит и есть мотивация…»

Отбросьте все сомнения!

В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми, и каждый серьезный шаг на этом пути доставляет огромную радость и удовлетворение ему и его близким. При отсутствии же адекватной и своевременной помощи, увы, большая часть таких детей социально не адаптируется.

Автор: Юлия Захарова, Анна Сваровская

 

Читайте также: