Умная инклюзия. Работа с общеобразовательными классами
Одна из задач нашего проекта по продвижению инклюзивного образования в школах Томска – это развитие толерантности у школьников, и работу в этом направлении мы начинаем с начального звена. Психологом проекта Евгенией Бакленевой была разработана комплексная программа, направленная на развитие толерантности, которая реализуется в школе «Эврика-развитие».
В ходе работы с детьми Евгения пришла к выводу, что гораздо эффективнее учить ребят принятию, опираясь на их собственные представления о себе.
«Когда приходят взрослые люди и говорят детям: «Вот, это Коля, у него аутизм и ему надо помочь», то дети, которые ничего не знают даже про себя и вообще не понимают, чем они уникальны, какие они, есть ли у человека вообще право быть уникальным и отличаться, — они помогают другому только под контролем взрослых. Внутренний посыл помочь и внутренняя уверенность в своих силах, после таких «лекционных» уроков не рождаются, — рассказывает Евгения. — Поэтому основная задача проекта – рассказать всем детям, вне зависимости от их особенностей или типичности, что они имеют право чем-то отличаться. И не просто рассказать, а многократно «проиграть» с помощью различных упражнений и техник — так, чтобы в первую очередь каждый ребенок думал о себе как о сильной, уверенной личности, вне зависимости от роста, телосложения, цвета волос, кожи и интересов. Что они имеют право БЫТЬ, каждый в своей идентичности, имеют право на свое мнение. Задача данной программы по развитию толерантности состоит в том, чтобы привести детей к мысли: «Я уверен в себе, я ПОМОГАЮ другому не потому, что должен, Я ПОМОГАЮ, ПОТОМУ ЧТО МОГУ».
Из чего складывается программа? Это ряд мероприятий в определенной последовательности. Так как ребятишки ресурсного класса прикреплены к регулярным классам, то все мероприятия они проходят вместе с одноклассниками, без особых условий.
Первый шаг – это игровые занятия с детьми в классах, под названием «Каждый уникален», где в игровой форме проигрывается, прорисовывается и осваивается мысль — я могу отличаться и это нормально. Как бы я не отличался — я всегда могу найти того, кто любит то же, что и я. На этом этапе не говорится о детях с особенностями развития или здоровья, только об уникальности каждого – кто-то высокий, кто-то в очках, а у кого-то волосы кудрявые. И при уникальности каждого можно вместе играть и чего-то вместе добиваться.
Второй шаг – игровая программа-квест, где дети проходят несколько станций, каждая из которых прокачивает такие важные компетенции, как эмоциональный интеллект, командообразование, понимание эмоций. Пройдя мини-группами определенные станции, дети добиваются общей цели. Для проведения квеста Евгения привлекла социального педагога школы и волонтерский отряд старшеклассников. У такого «расширения» круга участвующих тоже есть цель — рассказать старшеклассникам о толерантности через самих старшеклассников.
После тематических встреч с волонтерами некоторые захотели написать и представить своим одноклассникам социальный проект на основе полученного опыта.
«Я верю, что это будет эффективно. Когда я как взрослый прихожу к подросткам и начинаю что-то на эту тему рассказывать, я понимаю, насколько это мимо глобальной цели. Мы опять оказываемся во взаимодействии обучающий взрослый — ребенок. В случае с подростками гораздо эффективнее доносить информацию через сверстников», — уверена Евгения Бакленева.
Третий шаг – детям рассказывают про особенных взрослых, которые смогли изменить мир, четвертый – знакомят с особенными детьми, которые смогли завести друзей, получить профессию и успешно встроиться в социальную жизнь, и только пятым шагом проекта становится рассказ о тех особенных детях, которые учатся рядом, в этой же школе. На финальном этапе с детьми обсуждают этику помощи – когда помогать, а когда не стоит; если помогать, то как; что делать, если ты не можешь помочь – тут важно дать понять ребенку, что помогаем мы тогда, когда можем это сделать, когда это безопасно для нас самих. Очень важно на этом этапе избежать появления «комплекса вины», что никак не улучшит состояние ребенка и не приведет к осознанному желанию помогать в дальнейшем.
Можно сказать, что глобальная цель «Программы толерантности» показать детям, что можно быть уверенным в себе, спокойным, толерантным вне зависимости от своих личных и физических качеств и что построить адекватное взаимодействие можно с любым человеком, не взирая на то, как он выглядит.
Напомним, проект по развитию инклюзивного образования в школе «Эврика-развитие» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.