Новости

Продолжаем развитие инклюзии в школах!

Наши практики распространения инклюзивного образования в образовательных учреждениях Томска через модель ресурсной зоны вновь получили поддержку Фонда президентских грантов! При софинансировании фонда будет открыта новая ресурсная зона для двенадцати детей с расстройством аутистического спектра в строящейся школе на улице Демьяна Бедного, а также поддержку получит действующая ресурсная зона в школе Эврика-развитие, в которой учатся 18 ребят с РАС.

Модель инклюзивного образования детей с аутизмом через ресурсную зону - безусловно самая на сегодняшний день эффективная модель, дающая максимально возможные результаты. Она предполагает использование методов обучения на основе прикладного анализа поведения, эффективность использования которого при обучении детей с РАС подтверждает Министерство образования и науки РФ. Ресурсная зона позволяет организовать индивидуальную и групповую коррекционно-образовательная работу с ребенком и реализовать индивидуальный план сопровождения в общеобразовательном учебном процессе. Так, дети с аутизмом могут основную часть времени проводить на уроках в общеобразовательном классе, а могут большую часть времени проводить в ресурсной зоне, обучаясь в индивидуальном режиме с тьютором – все зависит от возможностей конкретного ребенка. Ресурсная зона содержит в себе четыре функциональных пространства: зона для индивидуальных занятий, для групповых занятий, рабочее место учителя, зона сенсорной разгрузки.

«Бюджет проекта – почти 17 миллионов рублей, и рассчитан он на полтора года, - рассказывает автор проекта, член правления Ассоциации родителей детей с аутизмом АУРА Елена Репкина. – Размер гранта – чуть более трех с половиной миллионов рублей, остальное – собственные средства организации и софинасирование со стороны городского департамента образования. Благодаря нашей работе с органами администрации города Томска и Томской области, с 2019 года школы принимают тьюторов на условиях трудового договора. Однако средств на качественное повышение их квалификации именно по приемам и методам поведенческого анализа, а тем более на организацию обязательных бесперебойных супервизий у общеобразовательных организаций недостаточно. Эти расходы пока еще ложатся на плечи родителей и общественных организаций. Вот на это – обучение педагогов и консультации внешних специалистов высокого уровня – и направлены средства фонда».

Елена напомнила, что каждый год в школах Томска приступают к обучению порядка 20-25 первоклассников с аутизмом. И лишь малая часть из них может получать знания наравне с их нормотипичными сверстниками в общеобразовательных классах без создания специальных условий. На сегодняшний день в Томске создано два специальных класса для детей с аутизмом на базе Академлицея и ресурсная зона в школе Эврика-развитие. Чтобы дети с РАС получали качественное образование, необходимо каждый год создавать по 2-3 класса на протяжении 5-6 лет.

«После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы. Наш проект поможет детям с ограниченными возможностями здоровья получить жизненный шанс в собственной реализации, освоить профессию, быть успешными и полезными тому обществу, в котором они родились», - добавила Елена Репкина.