Развитие социальных компетенций и коммуникации «Вместе веселее»
Общение со сверстниками – это естественная потребность любого ребенка. Дети с аутизмом, научившись общаться со взрослыми, не всегда могут самостоятельно переносить полученные знания в общение со сверстниками. Требуется кропотливая работа с одним из главных нарушений, препятствующих успешной адаптации при детском аутизме — недостатком коммуникативных навыков, который проявляется в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддержать разговор, стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. Специалистами разных стран накоплен определенный опыт, позволяющий сделать вывод о том, что формирование коммуникативных навыков при детском аутизме является проблемой педагогического характера, с ней можно работать. И одним из действенных способов является организация занятий в формате коммуникативных групп. Наши «коммуникативки» проходят при поддержке Сбербанка, проект «Ауры» по развитию социальных компетенций и коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра «Вместе веселее» стал победителем конкурса в рамках Благотворительной программы-акции «Добрый новогодний подарок». На средства гранта мы накупили новых материалов для занятий, чтобы сделать их еще интереснее и эффективнее. Каждое занятие состоит из игр разной степени мотивации и активности относительно навыков, которые предстоит продемонстрировать ребенку. Важные для ребенка социальные навыки (как заводить диалог, как просить помощи, отказываться, вступать в игру, защищать себя, заводить друзей и многое другое) невозможно осваивать на индивидуальных занятиях со взрослыми. Даже если ребенок будет учиться всему этому во время специальных занятий, практиковать новые навыки все равно необходимо в реальных ситуациях. В рамках проекта «Ауры» по развитию социальных компетенций и коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра «Вместе веселее» мы проводим совместные занятия для детей с РАС и нормотипичных сверстников. Один из участников проекта — Никита. В целом Никита любит находиться в среде сверстников, с интересом играет с другими детьми, но к сожалению, самостоятельно инициативу к игре и контакту не проявляет. Увлеченно болтает со взрослыми людьми, а со сверстниками диалог не поддерживает. Это и стало основной целью наших занятий — научить ребенка вести диалог не только со взрослыми, но и с детьми, привлекать их к деятельности, которая будет интересна всем, имитировать их действия в незнакомых ситуациях, сопереживать в случае поражения, делать комплимент в случае победы, болеть в момент соревнования и др. За время, которое Никита посещает наши коммуникативные группы, есть небольшие результаты: он спокойно играет с детьми, не избегает контакта, привлекает сверстников в игровую деятельность с минимальной подсказкой и даже может инициировать диалог. Ник стал хорошо имитировать действия других детей в незнакомой для него ситуации, сопереживает и подбадривает их, когда этого требуют обстоятельства. Еще одна цель наших коммуникативных групп – развитие навыка просьбы в группе сверстников. Навык просьбы – один из базовых навыков социального поведения. У детей с аутизмом большие трудности вызывают именно просьбы. Просьбы выражаются детьми с РАС не только с помощью речи, но также жестов, мимики или каких-либо звуков. У детей возникают трудности с просьбами потому, что при аутизме нарушена коммуникация, а именно умение просить является одним из основных её показателей. Так, на групповом занятии ребята учатся просить друг у друга недостающий предмет для завершения деятельности, просят передать предмет другому участнику игрового процесса. Параллельно отрабатываются навыки спокойного ожидания доступа к привлекательному предмету, зрительного контакта и групповой имитации. Другими словами, чтобы получить так сильно привлекательную игрушку, ребенку необходимо посмотреть на собеседника, озвучить свое желание, подождать и получить то, чего же так сильно хотелось. Бывают такие случаи, когда кто-то из детей в процессе такого непростого ожидания начинает озвучивать самостоятельную, спонтанную просьбу, что является подсказкой к желательному поведению тем ребятам, от которых сейчас требуется демонстрация навыка. И это очень естественный, полезный для жизни навык. Так и учимся – вместе и играючи.