Родительский ликбез: Как выбрать ABA-центр для своего ребенка?

На сегодняшний день появилось много ABA-центров, которые предлагают услуги по реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра. Перед родителями стоит важная задача: необходимо найти тот, в котором бы работали действительно высококвалифицированные специалисты, способные оказать ребенку качественную помощь. Но как отличить хороший ABA-центр от посредственного? Как вовремя понять, что специалисты центра некомпетентны? Об этом рассказывает Ирина Гришаева, председатель ассоциации родителей с детьми с аутизмом «Аура».

Стоит начать с того, что в реабилитации ребенка родители играют ключевую роль. На данный момент существует достаточно большое количество научных исследований, доказывающих, что терапия, в которую вовлечены родители, гораздо более эффективна, чем обычные занятия с педагогами. Именно поэтому важна грамотность родителей в этом вопросе.

– Среди родителей существует достаточно много заблуждений. Например, наша советская школа дефектологии до сих пор активно транслирует мысль, что ABA-терапия подходит не всем детям, а только низкофункциональным. Родители, которые изучают эту тему в Интернете, наталкиваются на такую информацию и формируют у себя определенное мнение. У них появляются сомнения в эффективности терапии.

Только хороший ABA-центр с сертифицированными специалистами способен развеять этот миф. В то время как некачественная ABA-терапия может навредить ребенку. Самое распространенное последствие – это очень медленное усвоение навыков. Когда педагоги нарушают принципы, на которых базируется поведенческая терапия, ребенок не развивается, стоит на месте.

Так какой он – хороший ABA-центр? ABA-центр может называться таковым только в том случае, если педагоги этого центра работают под супервизией сертифицированных консультантов уровня BCBA.

– В Томске нет специалистов такого уровня – тех, кто сдал международный экзамен и соответствует уровню BCBA. Супервизии обычно берутся либо у иностранных, либо у российских специалистов, которые дают дистанционные консультации.

В своей работе педагоги должны использовать материалы, которые будут индивидуализированы под каждого ребенка. Как правило, в центре есть мини-типография, с помощью которой педагоги изготавливают пособия для детей. Они могут быть разными: начиная от карточек на тему альтернативных коммуникаций и заканчивая пособиями по усвоению академических навыков.

– У каждого ребенка есть свои особенности и пользоваться одними и теми же пособиями для всех неэффективно. Это всегда указывает на неправильный подход, который не направлен на индивидуальную работу. Чем более индивидуальная работа организована с ребенком, тем более она эффективна.

То же самое касается и поощрений. Здесь действует принцип: чем их больше, тем мотивация у ребенка шире, а эффективность терапии – выше. Например, если родители постоянно носят шоколад в ABA-центр и в этом поле ничего не меняется, значит педагоги недостаточно работают над расширением мотивационной сферы.

Также важным критерием качества является наличие необходимой документации. Речь идет не только о сертификатах педагогов, но и об отчетах их работы с детьми. Всех детей, которые поступают в ABA-центр, первым делом тестируют. Отчет о тестировании обязательно должен быть предоставлен родителям, как и в дальнейшем отчеты о достижениях ребенка. Документация позволит родителям объективно оценить динамику развития ребенка и, следовательно, качество предоставляемых услуг.

Стоит обратить внимание и на стоимость реабилитации. В Томске стоимость поведенческой терапии варьируется от 750-800 рублей в час. Она складывается из зарплаты педагогов, покупки расходных материалов, пособий, супервизий и т.д.

– Если ABA-центр назначает высокую стоимость терапии, но предоставляет необходимые отчеты, работает с сертифицированными педагогами, которые делают индивидуальные материалы для каждого ребенка, не имеет дефицита стимульных материалов, постоянно пополняет запас мотивационных игр и т.д,, то можно говорить о том, что эта терапия того стоит. Если этого всего нет, то цена установлена неадекватно.

Хороший ABA-центр в первую очередь действует в интересах ребенка, поэтому специалисты центра должны стремиться бесплатно обучать родителей. Педагоги могут предлагать родителям присутствовать на занятиях, чтобы они понимали, что происходит с их ребенком. Во время перерывов от занятий педагог должен общаться с родителями, рассказывать, над чем они работали, чего удалось достичь, что нужно закрепить дома и как это сделать. В некоторых центрах специалисты формируют группы родителей и обучают их основам прикладного анализа поведения для того, чтобы они стали частью терапевтической команды.

Определить, насколько профессиональны специалисты центра можно просто по тому, что они позволяют себе говорить. Во время обучения у терапистов есть целый блок, посвященный этике. Если педагог обсуждает ребенка в присутствии других родителей или в социальных сетях, то он либо недоучен, либо не придерживается этических норм.  В подобной ситуации родители могут поговорить с руководителями центра, чтобы убедиться, что дело не в конкретном педагоге, или потребовать его замены. Если этот центр клиентоориентированный, работает в интересах семьи, то в этой просьбе отказано не будет.

Если родители все-таки понимают, что они столкнулись с некомпетентными специалистами, они могут обратиться в другие ABA-центры. Сегодня эта сфера активно развивается, появился выбор. Главное – быть внимательными и вовремя подмечать детали, которые укажут на то, что центр организует некачественную терапию.

Автор: Татьяна Григорьева

Читайте также: