Борьба за нормативы

В этом году наша Ассоциация вновь вернулась к проблеме инклюзии.

19 мая, совместно с Координационным Советом женщин при Мэре г.Томска и ВОИ г.Томска прошел «Круглый стол» на тему «Я-мама ребенка-инвалида». Основные проблемы, которые были поднята на круглом столе, это проблемы доступа детей с  ограниченными возможностями здоровья к наиболее значимым для инвалидов объектам и услугам в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, отдыха, транспорта, жилого фонда.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Закона «Об образовании», государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. То есть, все дети, независимо от диагноза, теоретически могут учиться в общеобразовательной школе. Образовательная организация при этом должна создать специальные условия. В Томске есть единичные примеры, когда детей с аутизмом с сохранным интеллектом берут в общеобразовательные школы, при этом специальные условия создаются не полностью. Родители боятся жаловаться, потому что тогда их вообще выставят на «домашнее» обучение. Другим же родителям отказывают, ссылаясь на то, что школа не имеет возможности создать эти специальные условия. Дети с умственной отсталостью вообще не обучаются в общеобразовательных школах. При этом, международная и московская практика доказывает, что дети с любым диагнозом добиваются лучших результатов – и академических, и социальных – в инклюзивных условиях. Что же ждет ребенка, обучающегося в коррекционной школе? После обучения в учреждении, где в него никто не верит, его способности не развивают, не работают «на результат», где его зачастую оскорбляют и унижают? Скорее всего, он будет жить на «задворках» общества-у него не будет друзей, он не заведет семью, не получит работу, будет существовать на нищенскую пенсию, закончив короткую жизнь в психоневрологическом интернате.

Для детей с ментальными нарушениями (аутизм, умственная отсталость) под специальными условиями понимается создание индивидуальной адаптированной образовательной программы, специальное обучение педагогов, привлечение сопровождающего, обеспечение индивидуальных занятий с дефектологом, психологом, логопедом согласно рекомендаций ПМПК. Для этого требуется специальное финансирование. Согласно же Постановления Администрации Томской области от 22 апреля 2014 года № 156а, на детей с ОВЗ и инвалидностью, поступающих в общеобразовательные школы (не в специальные классы), финансирование такое же, как и на обычных детей. Например, на обучение в начальной школе норматив финансирования составляет 19 т.р. в год, на обучение в отдельных классах-35 т.р. в год, а на обучение в отдельных школах-104 т.р. в год.

Каким же образом будет реализовываться инклюзия и доступность общего образования, когда школы материально не заинтересованы в обучении «особых» детей? Почему эта сумма не может «идти» за ребенком? Она могла бы пойти на создание этих самых специальных условий.

По итогам «круглого стола»  Администрации Томской области былор предложено внести следующие изменения в Постановление Администрации Томской области от 22 апреля 2014 года № 156а в части нормативных расходов на одного обучающегося: при обучении ребенка с ОВЗ или инвалидностью в общеобразовательном классе общеобразовательной школы сохранить нормативный расход, определенный для его обучения в специально-коррекционной школе.

24 июня с аналогичным вопросом АУРА была приглашена на заседание комитета Думы г.Томска.  Наше предложение получило поддержку у городских депутатов.

https://duma70.ru/gorodskie_deputaty_schitayut_neobhodimym_vvesti_otdel_nyj_normativ_rashodov_na_obuchayushihsya_inklyuzivno

Читайте также: